Меню Рубрики

Липецкое летное военное училище. Липецкая секретная авиашкола. Школа на улице Игнатьева

Липецк, 20 Июня. /сайт/ Есть в Липецке на площади Авиаторов скорбный и светлый памятник героям-летчикам, спасшим город ценой своих жизней.

История о подвиге всегда проста. Служили в Липецком авиацентре военный летчик майор Шерстобитов Сергей Максимович и военный штурман подполковник Кривенков Леонтий Александрович. Для Леонтия полет 17 декабря 1968 года должен был стать последним в липецком небе перед переходом на вышестоящую должность в Ахтубе. Он и стал последним, но в жизни. Случилось непредвиденное: при выполнении обычного рядового полетного задания на многоцелевом реактивном самолете ЯК-28 отказало техническое обеспечение. Во время набора высоты в левом двигателе бомбардировщика возник пожар. Благодаря грамотным действиям пилотов пожар был потушен, а двигатель выключен. Для того чтобы спасти боевую машину, решили садиться с одним двигателем. Но во время подготовки к посадке, когда самолет находился над жилыми районами Липецка, отказал и второй двигатель. Чтобы спасти свои жизни, пилотам достаточно было катапультироваться. Об этом поступила и команда с пункта управления полетами. Но военные летчики прекрасно понимали, что тогда машина рухнет на город, и погибнут сотни людей. Во что бы то ни стало, пилоты решили увести свой самолет от густонаселенных районов. К тому же выяснилось, что не выпускается шасси, поэтому было решено посадить самолет на фюзеляж на большом пустыре около гарнизона. Но произошла еще одна поломка техники – и боевая машина стала стремительно терять высоту. Не хватило каких-то 50 метров до совершения аварийной посадки, самолет под углом 15 градусов врезался в землю. Осколки разлетелись на 200 – 300 метров вокруг места катастрофы. Всего несколько сотен метров оставалось до здания детского садика и до жилых домов.

После расшифровки черных ящиков, стали известны последние слова Кривенкова: «Максимыч, это конец». Им было по 43 года.

Известная песня «Огромное небо», которую исполняет Эдита Пьеха, рассказывает о двух других российских летчиках, в аналогичной ситуации спасших небольшой немецкий городок. Но, по сути, эта песня обо всех героях-авиаторах, пожертвовавших собой во имя жизни других людей.

За совершенный подвиг, за спасение жизней сотен людей, Шерстобитов и Кривенков Указом Президиума Верховного Совета СССР были посмертно награждены орденами Красной Звезды. «И, собой пожертвовав, ребята в смерти обрели вторую жизнь». В их честь установлен памятник на площади Авиаторов, их именами названы две улицы в 27 и 28 микрорайонах Липецка.

Мемориальный комплекс – это боевой истребитель МиГ-19, рвущийся в небеса и два летчика у его подножия. Они будто собираются в свой самый трудный полет. Слова, выложенные золотыми буквами на камне: «Вы в небо ушли», всегда будут напоминать потомкам о героях, которые спасли сотни человеческих жизней.

Сегодня у памятника шелестят листьями на ветру березы, по весне буйно расцветает сирень, к памятнику приносят цветы молодожены. Жизнь продолжается.

: ЬУВЛ

Информация Тип военный Страна Россия Расположение 8 км западнее города Липецка Высота НУМ +184 м Часовой пояс UTC+3/+4 Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
15/33 3000х60 бетон

Начальник Липецкого авиационного центра с сентября 2016 года -генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ «Авиадартс ».

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой Российской Федерации генерал-майор С. И. Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.

В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков, но в 1924 году школа закрылась, так и не успев организоваться.

Объект «Липецк» — немецкая авиационная школа

Истребители Fokker D.XIII в Липецке.

Научно-исследовательская деятельность в области самолётостроения и исследования материалов военной авиатехники на территории Германии, в рамках наложенных ограничений по Версальскому соглашению, была прекращена. Тем не менее, отдельные исследования могли проводиться за границей, в частности, в СССР.

Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек, зимой цифра уменьшалась. В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов — пулемётов, пушек, оптических приборов и т. д.

За всё время работы школы в ней прошли боевую подготовку всего около 700 пилотов, их них около 120 немецких лётчиков и 100 человек технического персонала.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС.

После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый — с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй — с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки.

4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года. В 1954 году был переведён в Воронеж, а в 1960 году — в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник — устремлённый ввысь истребитель МиГ-19.

После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет армии значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.

В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу. К этому событию с визитом прилетела делегация французских военных лётчиков, которую возглавил генерал Жан Ромуальд Роберт. Делегация прибыла на двух военно-транспортных самолётах С-130, трёх истребителях «Мираж» и штурмовиках F-200.

22 апреля 2004 года авиацентр посетили президент России В. В. Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, приехавшие в Липецк на открытие итальянского предприятия Ariston. Была продемонстрирована в действии авиационная техника, показаны фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее сложные, с личным участием начальника центра Александра Харчевского.

Липецкий центр боевого применения и переучивания лётного состава, пилотажная группа «Соколы России» на МАКС-2009.

3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года в честь 63-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко.

День Военно-воздушных сил отмечают в России 12 августа. Накануне профессионального праздника ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиационного центра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о секретах мастерства самой «боевой» российской группы высшего пилотажа, дружбе «Соколов» с французским полком «Нормандия-Неман», а также требованиях к летчикам ВВС и перспективах создания в России женской пилотажной группы.

— Александр, как появилась группа и почему ей дали именно такое название — "Соколы России"?

— Липецкий авиацентр долго не хотел признавать, что в нем существует авиационная группа высшего пилотажа, потому что Центр занимается изучением вопроса боевого применения. Мы начали заниматься пилотажем потому, что определенная часть летчиков достигла совершенства и вышла на уровень, когда они уже могли делать то, что вы видите сейчас. Мы начали заниматься этим достаточно давно, просто сначала не было названия, было просто звено летного состава. А когда одной из задач Липецкого авиацентра стала демонстрация возможностей авиатехники, решили, хотя это было достаточно поздно, в 2006 году, что надо обзавестись названием. Как оно родилось? Сокол - стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики.

— Какие именно самолеты сейчас используются группой и сколько их? Сколько летчиков Липецкого авиацентра входят в группу высшего пилотажа?

— Техника, которая должна поступать на вооружение Военно-воздушных сил России, сначала приходит в Липецкий авиацентр, мы ее облетываем, отрабатываем технику пилотирования, навигацию, боевое применение. Группа существует на базе 1-й авиационной эскадрильи, которая летает на самолетах типа Су-27 (многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения - прим ред). А Су-27 имеет множество модификаций - Су-27С, Су-27П, Су-27М, потом у нас появились самолеты Су-30 в первом виде, а далее — Су-27СМ модернизированные, и финишными самолетами стали Су-30СМ и Су-35, которые пришли совсем недавно.

В группу входит наша шестерка на Су-27, два летчика на МиГ-29, группа Су-25. В группе Су-25 полковник Александр Котов, который выполняет одиночный пилотаж. Кроме того, Су-25 сейчас широко применяют для демонстрации дымов в виде российского флага.

— Сколько сейчас летчиков осваивает самолет Су-30СМ?

— На нем у нас в Центре летает сейчас около 12 летчиков. Исследуем вопросы сверхманевренности и групповой слетанности, а также приступили к сложному высшему пилотажу. Из пилотажной группы все летчики летают - Харчевский (генерал Александр Харчевский - начальник Центра и командир авиагруппы - прим. ред.), я, майор Дмитрий Заев, подполковники Юрий Спрядышев и Александр Сорокин и другие. У нас, к сожалению, только четыре самолета Су-30СМ, пришли совсем недавно, мы на них делаем только первые шаги, изучаем. Кроме того, они постоянно на каких-то доработках и модернизации, поэтому все четыре самолета в группу поставить и летать на них «ромбом» нам еще не удавалось.

— В каких преимущественно сочетаниях на демонстрационных полетах «Соколы России» выполняют пилотаж?

— Шестеркой летаем, но крайне редко, хотя все показы, где мы были недавно - Нижний Тагил, Армавир, Краснодар, - везде начинали с шестерки, потом командир (Александр Харчевский - прим. ред.) показывал одиночный пилотаж, и основная программа выполнялась четверкой.

— А как обстоят дела с введением Су-35 (реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++)? Будут ли эти истребители участвовать в показах пилотажной группы "Соколы России"?

— Самолет предназначен абсолютно не для этого, впрочем, как и Су-30СМ. Это прежде всего боевые самолеты, а летчиков Липецкого авиацентра отличает от Центра показа авиационной техники в Кубинке (база пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» — прим. ред.) то, что там летчики занимаются исключительно пилотажем, демонстрацией возможностей самолета и летают по плану боевой подготовки, а задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов.

— Да, это так - мы принимаем участие во всех учениях, которые проводятся. В летную смену мы выполним полет-тренировку в составе четверки или шестерки, а второй-третий полет уже летим на полигон или на воздушные бои, готовим молодежь. У нас постоянные командировки для обучения летчиков других авиационных баз.

— К летчикам ВВС предъявляют очень серьезные требования — от физического характера до психологического. Что нужно, чтобы попасть на летную службу в Липецкий авиационный центр и стать частью группы "Соколы России"? Как идет отбор?

— Когда я попал в Липецкий авиацентр, это было в 1990 году, были очень определенные требования - летчик, старший летчик или командир звена, здесь все летчики были в должности командира звена. Летного состава в эскадрильях было ограниченное количество человек, он определялся не ниже второго класса. Это было при структуре ВВС, который был тогда.

В конце 90-х стали урезать налет из-за нехватки керосина, и начало прорыва было уже в 2000-е годы — в это время в Центр пошел молодой летный состав. С той поры этой планки, которая была раньше, не существует. Летчики могут прийти к нам и из училища. Сначала ребята отбирались с очень хорошей теоретической подготовкой - отличники или медалисты, эта традиция продолжается: при наличии вакансий могут и лейтенанта взять. А дальше уже мы вступаем в работу. Были примеры, что лейтенант с отличием окончил училище, летал на МиГ-29, а здесь не потянул. Может, потому что здесь более серьезные виды подготовки, происходит некая фильтрация летного состава, когда он достигает определенного мастерства, мы смотрим, потянет ли этот летчик полеты в полетных порядках.

Прежде чем рассматривать профессиональные качества летчика, естественно, мы смотрим, что этот летчик представляет из себя как человек. Если у него скверный характер, он ненадежный товарищ, то с ним летать в группе, где интервал и дистанция три метра, не хотелось бы. Человек, который в воздухе может принять самостоятельное решение и не подчиниться воле ведущего, который берет в полетах всю ответственность на себя, в группе не желателен.

— В ближайшее время состав группы "Соколы России" расширять не планируете?

— Мы этим постоянно занимаемся. Наша группа достаточно возрастная - средний возраст летчиков группы 45-50 лет, поэтому мы постоянно занимаемся подбором кандидатов. Те, кого уже отобрали, совершенствуются. Но так как мы не Центр показа, то занимаемся не только этим, есть масса других задач. Сейчас четыре наших летчика сидят на учениях на другом аэродроме, мы остались без простых самолетов, технический состав буквально разрывается.

— Есть люди, которые считают, что пилотажники — это пустая трата бюджетных денег.

— Я вас уверяю, что если сейчас пару из пилотажной группы "Соколы России" определить в участники конкурса воздушной выучки "Авиадартс", шансов не было бы ни у кого.

Три года по решению экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Краснодарское летное училище не набирало курсантов, а сейчас набирает, но конкурс меньше двух человек на место. Наша беда в том, что у нас нет какой-то информационной программы, заинтересовывающей молодых людей в службе в армии и тем более в авиации. Сейчас наиболее престижные профессии - это юристы и банкиры - земные люди.
Выполнение демонстрационных полетов играют большую роль. Был у нас недавно показ в Оренбурге, после полетов людей пустили на экспозицию, двое молодых людей подошли, посмотрели и говорят: "Какой я дурак был, что не пошел в летное училище".

Это никакие не бюджетные деньги. А любая демонстрация - это лишняя тренировка. Есть коммерческие показы со стороны устроителей - всевозможные выставки вооружения. Они платят министерству обороны за то, что мы участвуем.

— Есть ли у Липецкого авиацентра доход от участия "Соколов" в этих коммерческих проектах?

— Ни Липецкий авиацентр, ни летчики пилотажной группы с этих показов не имеют ни копейки. Мы люди государевы, мы выполняем приказы верховного главнокомандующего и министра обороны. Они в праве отправить нас куда угодно. Деньги все мы зарабатываем в этом случае для министерства обороны.

— В чем "фишка", главная особенность группы "Соколы России", позволяющая не путать вас с "Русскими Витязями" и "Стрижами"?

— Если брать пилотаж четверки, я не вижу в исполнении "Витязей" восходящих фигур с поворотами, петель с поворотами, петель с поворотами на восходящей и нисходящей части. Основное отличие - это то, что мы демонстрируем элементы воздушного боя. Наша особенная черта — это то, что липецкие летчики летают на всех модификациях самолетов.

— "Витязи" и "Стрижи" гораздо более раскручены, чем вы? С чем это связано?

— Мы с ними в дружеских отношениях, ни в коем случае нет никаких проблем. Раскрученность их в чем-то определяется близостью Москвы. Центр показа авиационной техники в Кубинке - это развитая инфраструктуры и структура аэродрома, специально покрашенные самолеты (мы свои покрасили в начале двухтысячных и то немногие), демонстрационная база, здание командно-диспетчерского пункта и смотровая вышка для гостей, ангар для демонстрации техники. В советские времена, когда Кубинка начинала свое существование, два-три показа в неделю они проводили для иностранных представителей. Все иностранные делегации, которые приезжали с визитами в Россию, обязательным пунктом программы посещали Кубинку. Дальше шли уже международные показы.

У них штатно существует группа высшего пилотажа, у нас такого нет. В структуре Центра в Кубинке был специальный отдел, который занимался связями с общественностью, пропагандой.

А мы, как структура обычной боевой части, ничего этого не имели.

— По какому принципу делятся между пилотажниками мероприятия, на которых вы выступаете: куда летят "Витязи", куда — "Стрижи", куда — "Соколы"?

— Для этого в управлении авиации есть специальный человек, который занимается этими показами. Планируются мероприятия по показам внутри страны и за рубежом. Иностранные государства, как правило, присылают свои заявки, а там уже решают в управлении авиации Главного штаба ВВС, куда пойдет какая группа. Но, как правило, за рубеж идут "Витязи", немного "Стрижи" в силу того, что на МиГ-29 лететь куда-то проблематично. А полеты вдоль Тамбовской губернии все отдаются нам.

— Вы летаете за границу? Не возникает ли трудностей из-за вашего "боевого" имиджа? "Витязей", например, сейчас боятся пускать на авиашоу в Швейцарию из-за того, что в характеристике написано, что они способны на боевое применение.

— Нет, абсолютно. Мы бываем с дружественными визитами, перегоняли технику в Китай. Во Франции у нас дружеские отношения с полком "Нормандия-Неман" с 1993-1994 года развиваются, они прилетали к нам неоднократно, приглашали нас на открытие памятника полку "Нормандия-Неман" в Ле Бурже. Был у нас визит в Норвегию. Это все по плану военно-технического сотрудничества.

В ближайшее время, кстати, будут проводиться международные учения "Индра-2014" Индия-Россия. Первый этап в конце августа — начале сентября будет проводиться на базе Липецка, а второй этап — в ноябре, на базе Индии. Мы туда полетим, но не на своих самолетах, а там летаем на самолетах принимающей стороны. Будем летать совместными экипажами. Здесь они будут летать на наших самолетах Су-30СМ - впереди сядет русский летчик, сзади - индус. А в ноябре все наоборот.

— Не поступало ли вам предложение обучать высшему пилотажу летчиков новой пилотажной группы "Крылья Тавриды" на учебно-боевых Як-130? Их учат "Стрижи", хотя вы территориально гораздо ближе.

— Поступало предложение, этот вопрос очень долго муссировался. Буквально на следующий день после указа главнокомандующего о создании на базе Борисоглебска пилотажной группы на самолетах Як-130 замначальника ВУНЦа (Военно-воздушной академии - прим. ред.) позвонил нам и попросил оказать борисоглебским летчикам помощь по вопросам проведения юридических и практических мероприятий для создания пилотажной группы. И подумать, как их научить летать.

Рассматривался вопрос, что несколько наших летчиков должны были переучиться на Як-130 и потом научить их. Но в силу вступили доводы о том, что Кубинку собираются пересаживать на Як-130. Уже несколько лет она обсуждалась. Поэтому целесообразнее было тех летчиков, которых в будущем планируют пересадить на эти самолеты, и поставить для обучения борисоглебцев. Но теперь, раз пилотажная группа на Як-130 будет создана в Борисоглебске, вряд ли будут кубинцев пересаживать.

— Кстати, об обучении и боевой подготовке — каждую неделю из Украины идут сводки, что ополченцы сбили очередной Су-25 украинских ВВС. Это плохая подготовка летчиков или очень меткие ополченцы?

— Дело в том, что меткости там особо не надо, все выполняет ракета. Шансов у экипажа практически нет. Вспомним Афганистан - борьба за "Стингера" (ПЗРК "Стингер" — прим. ред.), наше правительство тогда хотело их получить, потому что безумное количество самолетов и вертолетов сбивали именно этими ПЗРК. Здесь вступила в силу тактика, летчики, осмыслив ее, подняли высоты, "Стингер" может достичь высоты в 3-4 километра, они стали летать выше и бросать бомбы, не снижаясь, и перестали попадать в зону действий этих ПЗРК. А на Украине это явно непрофессионализм их пилотов.

— Как вы считаете, есть ли шанс в России создать женскую пилотажную группу? Взялись бы за такую задачу?

— Нет, никак. Я несколько отрицательно отношусь к женщинам-летчицам. Разве только Светлана Капанина — это уникум, она одна на всю планету - шестикратная мировая чемпионка.

Был момент, когда с подачи командующего и министра обороны у нас прошли курс обучения девушки. Но сколько мы ни смотрели, понимали, что женщине лучше заниматься какой-нибудь женской профессией.

Чтобы создать пилотажную группу, летчику нужно полетать не менее 6-7 лет.

— На каких мероприятиях до конца этого года мы сможем увидеть "Соколов России"?

— На День ВВС к нам в Липецк приезжает главнокомандующий, мы исполняем показательные полеты, а 13 августа стартуем в Комсомольск-на-Амуре. Летим туда на военно-транспортных самолетах, а там будем летать на самолетах Домнинского полка (Забайкалье). Там будет юбилей авиазавода, 16-17 августа мы принимаем участие в полетах по случаю этих торжеств.

— Как отметите День Военно-воздушных сил?

— Мы отметим его дома, на своей липецкой земле, полетами в честь Дня ВВС, потом соберемся, вспомним всех наших ребят.

Нынешний год стал юбилейным для летчиков Липецка . Отсчет истории военной авиации города начался 100 лет назад - 4 ноября 1918 года, когда на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», пилотируемый Иосифом Башко . Со времен гражданской войны городская окраина постепенно превратилась в один из крупнейших аэроузлов России .

С 1925-го по 1933 год под Липецком располагалась немецкая авиационная школа, реорганизованная в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Сотрудничеством с Германией занимался особо секретный аппарат. Штаб значился в секретных документах как «часть А5», где немцы успели испытать больше 30 видов самолетов, авиационное вооружение и оборудование. Эти годы обросли массой слухов, порой даже совсем фантастических, вплоть до испытаний «летающих тарелок».

ЛЕТНАЯ ШКОЛА ВЫУЧИЛА БОЛЕЕ 300 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В 1934-м в Липецке организовали Высшую летно-тактическую школу ВВС РККА. Обучение в ней прошли тысячи авиационных командиров, в том числе свыше трехсот Героев Советского Союза. Уже в Великую Отечественную под Липецком базировались десятки авиачастей и соединений.

В начале войны главной задачей стало формирование маршевых авиаполков. С 1 июля 1941-го по 28 июня 1942 года Центр отправил на фронт 33 маршевых полка, - рассказал «КП » заведующий историко-мемориальным комплексом Липецкого авиацентра Павел Рухлин. - В Липецке и его окрестностях (населенные пункты Венера и Сокол) базировался 591-й истребительный авиаполк. В его составе было три эскадрильи на самолетах МиГ-3, И-152 и И-16. За 1941-й полк сбил 20 самолетов противника, уничтожил около 3, 5 тысячи его солдат, сыграв важную роль в освобождении Ельца и обороне Москвы .

И вот с 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В. П. Чкалова - известный ныне Липецкий авиацентр. С момента основания здесь освоили свыше 40 типов самолетов и беспилотников. В их числе первые реактивные Ил-28 МиГ-15 и все последующие серийные самолеты, а также беспилотные разведчики «Стриж», «Рейс» и «Крыло». В 1960-м в Центре создали учебный отдел, где подготовили более 60 тысяч офицеров различных специальностей.

ЖЕРТВОВАЛИ СОБОЙ, СПАСАЯ ЖИЗНИ ДРУГИХ

В Центре прошли службу 33 Героя Советского Союза и России. Липецкие авиаторы не раз проявляли мужество в критических ситуациях во время полетов. Летчики Кривенков , Шерстобитов, Захаров и Новоселов пожертвовали собой, спасая жизни другим. За мужество и героизм при исполнении воинского долга звание Героя России посмертно получили генерал-майор авиации Суламбек Осканов, который ценой жизни увел неисправный самолет от населенного пункта, и погибший в Сирии подполковник Олег Пешков .

В авиацентре чтят память героев. На их примере воспитывают подрастающее поколение. Подтверждением тому - открытие 14 июля Аллеи героической славы Липецкого авиацентра, - отметил Павел Рухлин.

Личный состав авиацентра участвовал в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне. В 1992 году липецкие летчики совершили первый в истории фронтовой авиации перелет в США на самолетах Су-27. Центр многократно участвовал в авиакосмических салонах «МАКС», где летчики на боевых самолетах Су-27, Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж.

Летный и инженерно-технический состав авиацентра участвует в международном военно-техническом форуме «Армия», в Международной выставке вооружения и военной техники, в крупных международных и российских учениях. Нередко Центр становится базой для совместных учений ВВС России и других стран.

«СО ВРЕМЕНЕМ РОМАНТИКА УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН»

При выборе профессии летчика кого-то влечет техника, кого-то - романтика, - говорит начальник авиацентра генерал-лейтенант Юрий Сушков. - В процессе освоения профессии человек понимает, что она требует постоянной работы над собой, постоянного роста мастерства, кругозора, физических и психологических возможностей. Со временем романтика уходит на второй план, а удовлетворение приносит постоянное совершенствование в освоении авиатехники, выполнение сложных задач.

Сейчас в Центре испытывают боевые возможности истребителей и бомбардировщиков МиГ-29, МиГ-31, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-30СМ и Су-35. В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. В состав Центра входят пилотажные группы «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи» - визитная карточка ВВС России. Много лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации.

В настоящее время Липецкий авиа-центр занимается усовершенствованием боевой подготовки, исследованием боевых возможностей самолетов, а также переучиванием летного и инженерно-технического состава. В распоряжении летчиков есть комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

В компьютерных классах совершенно другая методика преподавания, - поясняет начальник центральных офицерских курсов Липецкого авиацентра полковник Павел Пацевич . - И теорию, и практику можно осваивать наглядно, в одном классе, что сокращает длительность подготовки.

ДОСТОЙНО ПРОДОЛЖАТЬ ТРАДИЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

С сентября 2016-го начальником Центра является генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков. Военный летчик-снайпер участвовал в боевых действиях в Афганистане , в 2000 году с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина , в 2007-м получил степень кандидата технических наук. Награжден орденами Красной Звезды, «За службу в Вооруженных силах» III степени, медалью Нестерова , а также медалями Министерства обороны. Заслуженный военный летчик является одним из основателей пилотажной группы «Соколы России», в которой летал с 1991-го по 2010 год.

Сегодняшние липецкие авиаторы достойно продолжают традиции, заложенные старшим поколением, - отметил генерал-лейтенант. - Сейчас перед Центром стоят две основные задачи. Первая - подготовка авиационных специалистов строевых частей на новую и модернизированную авиационную технику. Вторая - это исследование боевых возможностей авиакомплексов оперативно-тактической авиации, поступающих в войска по программе перевооружения, с последующим написанием методических рекомендаций для летного состава строевых частей. Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов, всех действующих летчиков, штурманов, инженеров, техников, специалистов связи и тыла, а также всех липчан со 100-летием военной авиации Липецка. Желаю здоровья, успехов в службе и процветания нашему городу.

О нынешней задаче Центра хорошо говорит его девиз: «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать!». Напомним, что накануне в честь векового юбилея на грандиозное авиашоу в Липецк слетелись все пилотажные группы России.