Меню Рубрики

Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце". Презентация "Серебряное копытце" по литературе – проект, доклад Презентация п бажов серебряное копытце




Жу – жу – жу - молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок.


Я сегод____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.


«В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жила».

«На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».

«К вечеру соберутся, и весело им».

«Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».





Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством.

Очень он любил этот край, его природу. Хорошо знал, как живут мастеровые люди. Многих людей привлекали Уральские горы. В этих старых горах скопились не только залежи угля и железной руды, золота, других полезных ископаемых, но и знаменитых уральских самоцветов.





  • Самый красивый, Самый богатый На весь ми знаменит Наш Тагильский МАЛАХИТ.
  • Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден.Одно из самых крупных месторождений мира было открыто в 1702 г. в Полевском районе.



  • Гордость уральских недр составляют: гелиодоры и аквамарины, аметисты и морионы, розовые турмалины, изумруды, александриты и многие другие самоцветы.
  • Символами природных богатств Урала являются малахит, яшма, родонит

Вставьте нужные слова.

  • Козлик этот __________________
  • У него на правой передней ноге______________ копытце.
  • Ростом он не выше __________ , ножки _______________, головка ____________.
  • А рожки у козлика на _____________.
  • Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
  • Кормится летом______________, а зимой_________ .

Буренькая, серебряное, стола, сено в стожках, тоненькие, серенькая, пять веток, легонькая, травой да листиком, особенный.


Особенный козлик…

В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога.


Кто такой Серебряное копытце?

Сибирская косуля

Благородный олень

  • Размер: средний и крупный олень
  • Рога: от 5 и более отростков
  • Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной
  • Размер: маленький олень
  • Рожки: не более 2-3 отростков
  • Сбрасывает рога осенью


Характеристика героев.

Дарёнка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

2. Внешность.

Одинокий

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность.

3. Характер.

Старик большой да бородатый.

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер.

4. Чем занимается.

Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается.

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.


А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.


Восстановите текст.

Так и стали жить вместе дед ________ ,

______ Дарёнка да кошка ________ .

Жили – __________ , добра много не наживали, а на

житьё не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на ________ уходил, Дарёнка в

избе __________ , похлёбку да ______ варила,

а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей

_______ . К вечеру соберутся, и _______ им.

Кокованя

Мурёнка

сиротка

поживали

работу

прибирала

кашу

ловила

весело



Сказ

Сказка

Литературный жанр,

описывающий

реальную жизнь героев,

в которой происходят

необыкновенные,

фантастические,

волшебные события.

Повествование,

описывающее

реальный

жизненный случай,

эпизод из жизни

героев.

Волшебство ,

фантастический

вымысел.



  • А) Григорий
  • Б) Георгий
  • В) Гаврила

2)На какой ноге у козлика серебряное копытце?

  • А) на левой передней
  • Б) на правой передней
  • В) на задней

  • А) белая
  • Б) серая
  • В) бурая

4) Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

  • А) 1 раз

  • А) голубого;
  • Б) розового;
  • В) зеленого.

  • А) Человек должен любить животных.
  • Б) Очень важно быть скромным.
  • В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.


  • Я знал …
  • Я сегодня узнал …
  • Я учился …
  • Мне понравилось ….
  • У меня появилось желание …

Домашнее задание (по выбору).

  • Составить план к сказу «Серебряное копытце»

2. Приготовить рисунок самого интересного на ваш взгляд отрывка сказа .















1 из 13

Презентация на тему: Бажов - Серебряное копытце

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Впервые Бажова напечатали в 1936 году, а в 1939 в журнале "Сведлгиз" опубликован первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". Впоследствии этот сборник не раз переиздавался и был переведен на 100 языков мира. Одним из самых занимательных сказов, которые Бажов поместил в свою волшебную шкатулку, есть "Серебряное копытце". Впервые Бажова напечатали в 1936 году, а в 1939 в журнале "Сведлгиз" опубликован первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". Впоследствии этот сборник не раз переиздавался и был переведен на 100 языков мира. Одним из самых занимательных сказов, которые Бажов поместил в свою волшебную шкатулку, есть "Серебряное копытце".

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

И стала она деда просить: "Возьми меня с собой в лес, вдруг Серебряное копытце увижу!" Уговорила. Взял Кокованя в зимнюю избушку в лес Даренку. И кошка за ними увязалась. Вот дед на охоту уходит, А Даренка с Муренкой ждут его в лесной избушке. Долго Кокованя не возвращается. Загрустила Даренка. Вдруг вроде мелькнуло что за окошком. И стала она деда просить: "Возьми меня с собой в лес, вдруг Серебряное копытце увижу!" Уговорила. Взял Кокованя в зимнюю избушку в лес Даренку. И кошка за ними увязалась. Вот дед на охоту уходит, А Даренка с Муренкой ждут его в лесной избушке. Долго Кокованя не возвращается. Загрустила Даренка. Вдруг вроде мелькнуло что за окошком.

№ слайда 6

Описание слайда:

Глядит девчонка, а это козлик волшебный, Серебряное копытце! Выскочила Даренка на крыльцо. Во все глаза глядит на козлика, наглядеться на эдакое чудо не может. А козлик забил правой ножкой о земь, так и полетели самоцветы из-под копытца! Потом Серебряное копытце выскочил на избушку и давай камни драгоценные выбивать! Бил-бил копытцем, всю избушку драгоценными каменьями закидал. Глядит девчонка, а это козлик волшебный, Серебряное копытце! Выскочила Даренка на крыльцо. Во все глаза глядит на козлика, наглядеться на эдакое чудо не может. А козлик забил правой ножкой о земь, так и полетели самоцветы из-под копытца! Потом Серебряное копытце выскочил на избушку и давай камни драгоценные выбивать! Бил-бил копытцем, всю избушку драгоценными каменьями закидал.

№ слайда 7

Описание слайда:

Блестят самоцветы, красными, голубыми да зелеными искрами сверкают, переливаются. А кошка вдруг запрыгнула к козлику на крышу, и пропали оба тотчас. Тут и Кокованя вернулся. Полную шапку каменьев набрал. Жаль только, что больше не видели они ни козлика волшебного, ни Муренки. Блестят самоцветы, красными, голубыми да зелеными искрами сверкают, переливаются. А кошка вдруг запрыгнула к козлику на крышу, и пропали оба тотчас. Тут и Кокованя вернулся. Полную шапку каменьев набрал. Жаль только, что больше не видели они ни козлика волшебного, ни Муренки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Произведение "Серебряное копытце" выполнено в жанре сказа. Сказ - это фольклорное повествование, написанное простонародным языком с использованием специфических оборотов устной речи. От сказки отличается правдивостью историй, присутствуют народные поверья и легенды. Здесь нет фантастических существ или волшебных предметов быта (бабы Яги или скатерти-самобранки). Произведение "Серебряное копытце" выполнено в жанре сказа. Сказ - это фольклорное повествование, написанное простонародным языком с использованием специфических оборотов устной речи. От сказки отличается правдивостью историй, присутствуют народные поверья и легенды. Здесь нет фантастических существ или волшебных предметов быта (бабы Яги или скатерти-самобранки).

№ слайда 9

Описание слайда:

Сказ "Серебряное копытце" вошел в классику русской литературы. Был переведен на многие языки мира. Не раз переиздавался. Сказ "Серебряное копытце" вошел в классику русской литературы. Был переведен на многие языки мира. Не раз переиздавался.

№ слайда 10

Описание слайда:

Самоцветы, которые по народной легенде выбивал из земли волшебный козлик - это хризолиты. Зелеными камнями богат Урал. Самоцветы, которые по народной легенде выбивал из земли волшебный козлик - это хризолиты. Зелеными камнями богат Урал. Обработанными хризолитами украшаются всевозможные ювелирные изделия - кольца, серьги, броши, заколки.

№ слайда 11

Описание слайда:

Образ благородного оленя из сказа "Серебряное копытце" стал очень популярным. Герой и его имя широко используются в названиях марок и брендов, в кинематографе, мультипликации, в изобразительном искусстве. Образ благородного оленя из сказа "Серебряное копытце" стал очень популярным. Герой и его имя широко используются в названиях марок и брендов, в кинематографе, мультипликации, в изобразительном искусстве. В сказе "Серебряное копытце" в образе волшебного козла выступает благородный олень. Найдите в тексте подтверждение этому. Мораль сказа: милосердие, трудолюбие и скромность всегда вознаграждаются.

№ слайда 12

Описание слайда:

Ответь на вопросы: Ответь на вопросы: Назовите главных героев сказа "Серебряное копытце. Почему волшебный козлик показался именно Даренке? В каком жанре написано произведение "Серебряное копытце"? Чем сказ отличается от сказки? Какие камни выбивал копытцем козел? Назовите автора сказа "Серебряное копытце". Что вам больше всего понравилось в сказе?

№ слайда 13

Описание слайда:

Рекомендуем вам почитать знаменитые сказы Бажова: "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Голубая змейка" и "Уральские самоцветы". Произведения очень интересные и поучительные. Рекомендуем вам почитать знаменитые сказы Бажова: "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Голубая змейка" и "Уральские самоцветы". Произведения очень интересные и поучительные.

Роза Губайдулина
Презентация «Цикл занятий по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»

Цикл занятий по сказке П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы.

Задачи :

Развитие литературной речи; способности к освоению детского творчества в изобразительной, речевой и театральной деятельности.

Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

Непосредственно-образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и повышение потребности к чтению книг, приобщения к эстетической культуре по средствам развития творческих способностей через чтение художественной литературы.

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце»

С помощью использования видеоматериала (эпизодический просмотр мультфильма)

Цель: познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать свое отношение к героям, замечая некоторые выразительные сходства. Воспитывать в детях доброту, умения подражать хорошим поступкам героев сказки.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Цель: повышение компетентности родителей в совместной деятельности с детьми по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Вовлечение родителей к проведению групповых тематических выставок детского творчества.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Уральские самоцветы» по мотивам сказа П. Бажова «Серебряное копытце» «Уральские самоцветы» Сценарий праздника Задачи: - Содействовать формированию эстетического отношения к действительности на основе произведения.

Детям старшего дошкольного возраста доступно отражение поэтических образов в рисунках. Оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического.

Цель:Умение иллюстрировать литературные произведения. Задачи:- совершенствовать навыки создания выразительного образа; - формировать умение.

Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Конспект НОД для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных.

Цель:закрепление изобрательных умений и навыков. Задачи: образовательные: - продолжать учить создавать выразительный образ сказочного животного:.

Логоритмическое занятие в логопедической группе «Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова Логоритмическое занятие в логопедической группе «Серебряное копытце» По мотивам сказки П. Бажова (1 слайд) Дети входят в зал под музыку.

Серебряное копытце Говорят, что в Уральских горах Бродит козлик, совсем необычный, И на тоненьких, стройных ногах ЗОЛОТИТСЯ, сверкает.

Павел Бажов
Серебряное копытце Учитель начальных классов: Гайсина А.И.

Сказка «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

Словарь малоизвестных слов
Рукоделие – ручной труд (шитьё, вышивание). Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь. Пособник – помощник. Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством). Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня. Горюн – горевать. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Балаган – временная лёгкая деревянная постройка. Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Душной – запах, идущий от животного. Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег. Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). Взъесться – начать упрекать, обвинять, бранить. Несподручно – неудобно, неловко. Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело. Лукаво – хитро. Солонина – засоленное мясо. Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

О чём сказка?
Герои, Дарёнка и Кокованя ищут необыкновенное чудо – «Серебряное копытце», а волшебные персонажи сказа - Мурёнка и Серебряное копытце, помогают им в этом и, «дав представление с фейерверком самоцветов», исчезают вместе со своей тайной. Дедушка и девочка получают свою заслуженную награду – полную шапку самоцветов.

Герои сказки

Старик - Кокованя
Одинокий. Большой да бородатый. Весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Девочка - Дарёнка
Сирота. Маленькая, носишка пуговкой. Любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

Кошка - Мурёнка
Маленькая. Худая да ободранная. Звонкая. Шерсть бурая. На охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Дикий козлик - Серебряное копытце
Особенный, волшебный, на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой. Травой да листом кормится, зимой сено в стожках поедает. Скачет, прыгает, копытцем бьёт. Из-под копыт драгоценности сыплет.

Волшебство четвероногих друзей
Волшебство случилось вдруг, На крыше козлик тут как тут. Серебряным копытцем бьёт и бьёт, Дорогие камни выдаёт!

литературного чтения

в 4 классе.

Вот и прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Очень тихо вы садитесь, И работать не ленитесь! Тема урока:

Пётр Петрович Бажов.

«Серебряное копытце».

Проблема урока:

Рассказ

Повествование,

описывающее

реальный

жизненный случай,

эпизод из жизни

героев.

Волшебство ,

фантастический

вымысел.

Литературный жанр,

описывающий

реальную жизнь героев,

в которой происходят

необыкновенные,

фантастические,

волшебные события.

Тест. 1-группа 1.Сколько лет было Дарёнке? А) 8 Б) 6 В) 7

2. Какого окраса была

кошка Муренка?

3. На какой ноге у козлика было серебряное копытце? А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

4. Из скольких веточек были рога у козлика?

Тест. 2-группа

2. Сколько раз Серебряное

Копытце показался Даренке?

1. Какое полное имя у девочки?

А) Дарёнка Григорьевна

Б) Дарья Григорьевна

В) Даша Григорьевна

3. Кем был дед Кокованя? 3. Кем был дед Кокованя? А) лесником Б) охотником В) охотником и золотоискателем

4. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

Восстановите текст. Так и стали жить вместе дед ________ , ______ Дарёнка да кошка ________ . Жили – __________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ________ уходил, Дарёнка в избе __________ , похлёбку да ______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей _______ . К вечеру соберутся, и _______ им.

Кокованя

поживали

прибирала

Особенный козлик… В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога. Проблема урока:

Кто такой Серебряное копытце? Сибирская косуля Благородный олень

  • Размер: маленький олень
  • Рожки: не более 2-3 отростков
  • Сбрасывает рога осенью
  • Размер: средний и крупный олень
  • Рога: от 5 и более отростков
  • Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной
Характеристика героев.

Кокованя

1. Семейное положение.

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность.

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность.

Старик большой да бородатый.

3. Характер.

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер.

Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается.

В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается.

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
  • Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
  • или
  • Герои были бедными,надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
  • Я знал …
  • Я сегодня узнал …
  • Я учился …
  • Мне понравилось ….
  • У меня появилось желание …
Домашнее задание (по выбору).
  • Прочитать еще одно произведение П.П. Бажова и рассказать его на следующем уроке.
  • 2. Пересказать данный сказ и приготовить рисунок самого интересного на ваш взгляд отрывка сказа.
Те самые хризолиты… Необработанный хризолит Хризолиты, после огранки

Обработанные хризолиты в ювелирных изделиях