Артюр Рембо — Биография — актуальный и творческий путь. Страсти Артюра Рембо и Поля Верлена: от гениальных стихов до выстрелов из пистолета Рембо произведения
Феноменальность этого французского поэта заключается в том, что он, поэт по
призванию, свой творческий путь закончил в девятнадцать лет - и еще потом целых
восемнадцать лет жил, исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал
торговцем. Он хотел разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны
примеры, когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы
гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал музу
вернуться - такого не бывало. Рембо оставил поэзию - как отрезал. Без сожаления.
Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и прозу он начал писать в
семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей необычайной зрелостью. В творчестве
он двигался семимильными шагами. В русской поэзии такой ранней зрелостью
отличался Лермонтов. Родился поэт в городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он
бросил мать Артюра, его самого и еще троих малолетних детей.
В школе сразу проявились выдающиеся способности Рембо. Но стать блистательным
учеником для него было мало. В пятнадцать лет он впервые убежал из Шарлевиля -
добрался до Парижа, где его задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в
Бельгию, пытался заняться журналистикой - мать опять с помощью полиции
возвратила сына домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома
В Париже.
Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с
обычных побегов из дома.
МОЕ БРОДЯЖЕСТВО
В карманах продранных я руки грел свои; Наряд мой был убог, пальто - одно
названье; Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье И - о-ля-ля! - мечтал о
сказочной любви.
Зияли дырами протертые штаны.
Я - мальчик с пальчик - брел, за рифмой поспешая.
Сулила мне ночлег Медведица Большая,
Чьи звезды ласково шептали с вышины;
Сентябрьским вечером, присев у придорожья, Я слушал лепет звезд; чела касалась
дрожью Роса, пьянящая, как старых вин букет;
Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,
Как лиру, обнимал озябшие колени,
Как струны, дергая резинки от штиблет.
(Перевод А. Ревича)
Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую эпоху Парижской Коммуны. Он с
энтузиазмом принял восстание. В письме своему любимому учителю и другу Изамбару
поэт пишет: "Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня
хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы... Я хотел бы бежать
вновь и вновь..."
Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про который говорил - "мой
родной город выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных
городков". Потом он будет бежать вообще от окружающего мира и от самого себя.
При этом будет стремиться к Новым идеям и формам, будет искать что-то еще не
уловленное никем. Так появляется стихотворение "Гласные", которое уводит
творчество Поэта в область импрессионизма и символизма.
"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый, "0" голубой - цвета причудливой
загадки: "А" - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и
воздух воспаленный.
Заливы млечной мглы, "Е" - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом
окропленный; "И" - пламень пурпура, вкус яростно соленый - Вкус крови на губах,
как после жаркой схватки.
"У" - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом
взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
"О" - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие
вселенных; "0" - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!
(Перевод В. Микушевича)
Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет: "Рембо шел от самоотрицания к
самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием
уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.
Рембо словно уничтожал за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше
К своему последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии".
Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта измеряются несколькими
стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы перейти от одного этапа в своем
творчестве к другому, а у Рембо порой одно стихотворение уже этап, а другое
стихотворение - следующий.
Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник Флобер, "ненависть к буржуа -
начало добродетели". В его стихах много критицизма, порой безжалостности,
откровенности и циничности, не свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам.
Например, прочтите стихотворение "Венера", Рембо написал его в пятнадцать лет, а
впечатление такое, будто это написал зрелый автор "Цветов Зла" Бодлер.
Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое,
например, стихотворение, как "Руки Жанны-Мари".
РУКИ ЖАННЫ-МАРИ
Они, большие эти руки, В чью кожу въелась чернота, И нынче, бледные от муки,
Твоим, Хуана, не чета.
Не кремы и не притиранья Покрыли темной негой их, Не сладострастные купанья В
прудах агатовых ночных.
Они ли жаркий луч ловили В истоме в безмятежный час? Сигары скручивали или
Сбывали жемчуг и алмаз?
К пылающим стопам мадонны Они ли клали свой букет? От черной крови белладонны
Мерцает в их ладонях свет.
Охотницы ли на двукрылых Среди рассветно-синих трав, Когда нектарник приманил
их? Смесительницы ли отрав?
Какой, пленяя страстью адской, Их обволакивал угар, Когда мечтою азиатской
Влекли Сион и Кенгавар?
Нет, не на варварских базарах, Не за молитвою святой И не за стиркою загар их
Покрыл такою смуглотой.
Нет, это руки не служанки И не работницы, чей пот В гнилом лесу завода, жаркий,
Хмельное солнце дегтя пьет.
Нет, эти руки-исполины, Добросердечие храня,
Бывают гибельней машины, Неукротимее коня!
* И, раскаляясь, как железо,
И сотрясая мир, их плоть Споет стократно Марсельезу, Но не "Помилуй нас,
господь!"
Без милосердья, без потачки, Не пожалев ни шей, ни спин, Они смели бы с вас,
богачки, Всю пудру вашу, весь кармин!
Их ясный свет"сильней религий, Он покоряет всех кругом, Их каждый палец
солнцеликий Горит рубиновым огнем!
Остался в их крови нестертый Вчерашний след рабов и слуг, Но целовал Повстанец
гордый Ладони смуглых этих Рук,
Когда любви мятежной сила В толпе, куда ни поглядишь, Их, побледневших,
проносила На митральезах сквозь Париж!
О Руки! Нынче на запястьях У вас блестит, звеня, металл. Мы раньше целовали
всласть их - Теперь черед цепей настал.
И не сдержать нам тяжкой дрожи, Не отвести такой удар, Когда сдирают вместе с
кожей, О Руки, ваш святой загар!
(Перевод М. Яснова)
Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении Рембо "Пьяный корабль". Оно
довольно длинное и не представляется возможным здесь полностью его привести. Но
читатель, заинтересовавшийся по-
эзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, "Пьяный корабль" - это как бы
символическое выражение состояния души поэта. Корабль очеловечивается, он
плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно. Необузданный метафоризм
передает состояние "корабля-человека", разбитого сердца поэта. "Рембо не только
нарисовал в виде картины, в виде судьбы "пьяного корабля" свое путешествие за
"неизвестным", - пишет Андреев. - Он предсказал даже скорую гибель корабля,
пустившегося в опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в
"видении" свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в
"Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной". Рембо написал это
стихотворение в 17 лет.
Летом 1873 года книгой "Пора в аду" Рембо попрощался с поэзией, как бы отрекся
от самого себя. Он предельно жестко осудил весь свой творческий путь. И это в
девятнадцать лет, когда у большинства поэтов только начинается истинно
творческий путь.
Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он поставил задачу себе -
разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до Египта, до Адена, до Абиссинии -
в городе Хараре он жил последние десять лет своей жизни. В 1891 году у него
начались сильные боли в правой ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали
ногу. Но болезнь прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской
больнице от саркомы.
Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом самоубийственным. Первым
шагом к гибели. Некоторые исследователи считают, что вторым таким шагом был
разрыв с Европой. С почвой своей поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку
Это тоже был какой-то отказ от самого себя.
Артюр Рембо при жизни издал только один сборник «Один сезон в аду». Все остальное, написанное Артюрм Рембо, было собрано Верленом по памяти или взято из черновиков.
После смерти поэта на протяжение почти века было восстановлено и буквально по крупицам вытащено из ниоткуда то, что Верлену было при жизни недоступно.
Наиболее простые стихи относятся к 1869 году, волшебные - начинают появляться в 1870-м, героические и бунтарские - в 1871 и самые сложные, полные музыкальности и символизма относятся к последнему – 1872 году.
Из ранних и волшебных самое любимое «Первый вечер» или, как его по-другому называл Рембо, «Комедия трех поцелуев», потому что оно высмеивало мещанско-слащавый привкус такого рода поэзии. Но это стихотворение многими любимо за легкость, ироничность и убаюкивающую нежность.
Первый вечер ("Комедия трех поцелуев")
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
На стул высокий сев небрежно,
Она сплетала пальцы рук,
И легкий трепет ножки нежной
Я видел вдруг, я видел вдруг.И видел, как шальной и зыбкий
Луч кружит, кружит мотыльком
В ее глазах, в ее улыбке,
На грудь садится к ней тайком.Тут на ее лодыжке тонкой
Я поцелуй запечатлел,
В ответ мне рассмеялась звонко,
И смех был резок и несмел.Пугливо ноги под рубашку
Укрылись: "Как это назвать?"
И словно за свою промашку
Хотела смехом наказать.Припас другую я уловку!
Губами чуть коснулся глаз;
Назад откинула головку:
"Так, сударь, лучше... Но сейчасТебе сказать мне что-то надо..."
Я в грудь ее поцеловал,
И тихий смех мне был наградой,
Добра мне этот смех желал...Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.
Из того же года мне нравится «Предчувствие» («Sensation»), в котором ощущается томление духа и предчувствие будущей судьбы поэта.
И еще одно удивительное по теплоте и любви стихотворение - "Завороженные" того же года. Рембо хотел оставить из написанного только его, а остальные - уничтожить. Простое по ритму, но завораживающее ожиданием чуда, запахом хлеба, которое ощущается буквально физически, так что начинает скапливаться слюна, такое теплое и близкое поэту пониманием бедноты, голода, холода и сиротства.
В Россию Рембо пришел именно этим стихотворением. Разглядывая зимнюю картинку, нарисованную поэтом, перед глазами видишь живых и настоящих пять сироток, глазами пожирающих пекаря и хлеб, выпекаемый им, и пекаря, который не видит, что за ним наблюдают десять детских голодных глаз.
"Завороженные"
Из снежной мглы в окно подвала
Они глядят на отблеск алый
И чуда ждут.Пять малышей – о, доля злая! -
Сидят на корточках, взирая,
Как хлеб пекут.Глаз оторвать нельзя от места,
Где пекарь мнет сырое тесто,
И ухвативЕго покрепче, в печь сажает,
И сыто жмурясь, напевает
Простой мотив.А дети, затаив дыханье,
С могучих рук его в молчанье
Не сводят глаз;Когда же золотой, хрустящий
Готовый хлеб из печки тащат
В полночный час,Когда сверчки под сводом темным
Заводят песнь в углу укромном,
Когда полнаДыханьем жизни яма эта,
Душа детей, в тряпье одетых,
Восхищена;Она блаженствует, а тело
Не чувствует, как иней белый
К лохмотьям льнет.Прилипли мордочки к решетке,
И словно чей-то голос кроткий
Им песнь поет.И тянутся так жадно дети
К той песне о небесном свете
И о тепле,Что рвутся ветхие рубашки,
И на ветру дрожат бедняжки
В морозной мгле.
И еще одно стихотворение того же года – «Роман», который пахнет семнадцатью годами, юностью, любовью и ожиданием будущего.
Есть среди стихотворений этого года одно, которое воспевает бродяжничество и свободу скитальца, который попав «В Зеленое кабаре» наслаждается жизнью, свободой и по-настоящему счастлив. Стихотворение полно символизма: зеленый цвет у Рембо – цвет счастья, бродяга – сам поэт в поисках неведомого, а естественная и любвеобильная красавица словно написана с натуры сама природа, естественная и простая.
«В Зеленом кабаре»
Шатаясь восемь дней, я изорвал ботинки
О камни и, придя в Шарлеруа, засел
В "Зеленом кабарэ", спросив себе тартинки
С горячей ветчиной и с маслом. Я глядел,Какие скучные кругом расселись люди,
И, ноги протянув далеко за столом
Зеленым, ждал, - как вдруг утешен был во всем,
Когда, уставив ввысь громаднейшие груди,Служанка-девушка (ну! не ее смутит
Развязный поцелуй) мне принесла на блюде,
Смеясь, тартинок строй, дразнящих аппетит,Тартинок с ветчиной и с луком ароматным,
И кружку пенную, где в янтаре блестит
Светило осени своим лучом закатным.
И еще есть у Рембо одно, тоже наполненное детскими впечатлениями стихотворение, «Шкаф», пленяющее воспоминаниями, которых у каждого наберется немало. И сколько их таких вот тряпочек, стеклышек и камешков, которые хочется вновь потрогать и вспомнить далекое детство.
"Шкаф"
Вот старый шкаф резной, чей дуб в разводах темных
На добрых стариков стал походить давно;
Распахнут шкаф, и мгла из всех углов укромных
Влекущий запах льет, как старое вино.Полным-полно всего: старья нагроможденье,
Приятно пахнущее желтое белье,
Косынка бабушки, где есть изображенье
Грифона, кружева, и ленты, и тряпье;Тут медальоны вы найдете и портреты,
Прядь белую волос и прядь другого цвета,
Одежду детскую, засохшие цветы...О шкаф былых времен! Историй всяких кучу
И сказок множество хранишь надежно ты
За этой дверцей, почерневшей и скрипучей.
В следующем году у Рембо появляются остро сатирические, политические и антирелигиозные стихотворения. В них он высмеивает бюрократов, таможенников и прочих представителей власти («Сидящие», «Таможенники», «На корточках» и др.), а также священников, вплоть до кощунства («Вечерняя молитва», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», «Первые причастия», «Праведник»).
"Вечерняя молитва"
За кружкою пивной жить начал сиднем я,
Подобно ангелу в руках у брадобрея;
Подчревье изогнув и трубкою дымя,
Смотрю на облачные паруса и реи.Как экскременты голубятни, на меня
Мечты горячие нисходят, душу грея;
А сердце грустное, порой их прочь гоня,
Тогда на заболонь походит уж скорее.Так, кружек сорок выпив или тридцать пять
И все свои мечты пережевав и слопав,
Сосредоточиваюсь я, чтоб долг отдать;И кроткий, словно бог, бог кедров и иссопов,
Я в небо писаю, - какая благодать! -
С соизволения больших гелиотропов.
В противовес священникам и бюрократам, которых ненавидит всей душой, Рембо воспевает коммунаров, посвящая им несколько патриотических стихотворений: «Руки Жан-Мари», «Парижская оргия», «Вороны». Вершиной этой поэзии стала «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь». Вот несколько строф из этого гимна коммунарам.
А.Рембо "Пьяный корабль"
О негодяи, в путь! С вокзалов хлыньте гордо!
Лучами солнечными вымыт и протерт
Бульвар, где некогда шли варварские орды.
Священный город здесь пред вами распростерт!Вперед! Утих пожар и не подняться буре.
Вот набережных свет, вот улицы, а вот
Над вами радужное небо, в чьей лазури
Недавно звезды бомб водили хоровод.Все мертвые дворцы упрячьте под лесами!
Страх дня-минувшего взгляд освежает вам.
Вот стадо рыжее вихляющих задами...
Так уподобьтесь же безумцам и шутам!О свора сук во время течки! Рвите в клочья
Повязки. Крик домов приманивает вас.
Разврата ночь пришла, и спазмы этой ночи
Сжимают улицу. Так жрите! Пробил час!И пейте! А когда свет резкий рядом с вами
Копаться в роскоши струящейся начнет,
Вы разве будете склоняться над столами,
Смотря безмолвно на белеющий восход?
И наконец, в последнем поэтическом 1872 году у Рембо появляются настоящие шедевры, полные музыкальности и символизма, которые воплощают суть его поэзии. Это великолепный «Пьяный корабль», «Что говорят поэту о цветах", «Гласные». Приведем здесь последнее из трех и тем закончим обзор удивительной поэзии Артюра Рембо.
«Гласные»
В "А" черном, белом "Е", "И" алом, "У" зеленом,
"О" синем я открыл все тайны звуков гласных.
"А" - черный бархат мух, докучных, сладострастных,
Жужжащих в летний зной над гнойником зловонным."Е" - холод ледников, далеких и прекрасных,
Палатка, облачко в просторе отдаленном.
"И" светится во тьме железом раскаленным,
То - пурпур, кровь и смех губ дерзких, ярко-красных."У" - на воде круги, затон зеленоватый,
Спокойствие лугов, где пахнет дивной мятой,
Покой алхимика, подвижника ночей."О" - звуки громкие и резкие гобоя,
Синеющая даль, молчанье голубое,
Омега, ясный взор фиалковых очей.
Поль Верлен
и Артюр Рембо
– два французских поэта, которые внесли огромный вклад в мировую литературу. Их связь называют страстной, губительной, «неправильной». Поль Верлен был человеком тонкой душевной организации, легко подающийся чужому влиянию, а Рембо называли юным гениальным негодяем. Как бы там ни было, но их отношения породили прекрасные стихи, которыми до сих пор зачитываются потомки.
Артюр Рембо появился на свет в 1854 году. Отец покинул семью, когда сын был еще совсем маленьким. Мать имела жесткий характер и не проявляла никакой нежности ни к сыну, ни к остальным детям. Учеба давалась Артюру легко, он с детства проявлял успехи в рифмовании, вот только ему не доставало усердия. Мать совершенно не заботилась о том, чтобы привить сыну элементарные манеры, обратить внимание на внешний вид. Артюр рос абсолютным неряхой. Уникальный талант сочинительства резко контрастировал с небрежным видом Рембо.
Неуемная энергия юного поэта не могла найти входа в провинции. Когда Артюру Рембо исполнилось 16 лет, он решился написать Полю Верлену, на тот момент уже известному поэту. Юноша восторгался творчеством Верлена и приложил к письму свои стихи. К огромному удивлению Рембо Полю Верлену понравилась его поэзия, и он даже пригласил юношу в Париж, оплатив дорогу.
Условия, в которых рос Поль Верлен, совершенно отличались от жизни его протеже. Мать, которая перенесла три выкидыша, считала сына уникальным ребенком и прикладывала все усилия, чтобы дать ему самое лучшее. Поль рос некрасивым мальчиком, но взамен этого природа наделила его талантом.
Чрезмерная опека восторженной матери привела к тому, что Поль легко поддавался чужому влиянию. Уже в юном возрасте он распробовал вкус алкоголя и гашиша. Но, что более всего страшило поэта, так это влечение к мужчинам. Поль Верлен считал, что это противоестественно. Он попытался «излечиться от этой болезни», связав себя узами брака.
Избранницей поэта стала Матильда Моне. Будучи 17-летней девушкой, она зачитывалась стихами Верлена. В 1870 году они поженились, и вскоре Матильда забеременела.
В 1871 году на пороге дома поэта появился Артюр Рембо. Выглядел он ужасно: растрепанные немытые волосы, грязная одежда, холодный взгляд. Когда его пригласили за стол, провинциальный поэт постоянно срыгивал, чавкал, говорил с открытым ртом. Матильда была в ужасе, а Поль смотрел на юное дарование как завороженный. Рембо воспринял супругу поэта как врага, и в разговорах с Верленом, он называл ее не иначе, как «крыса».
Поль Верлен ввел Артюра Рембо, бывшего на 10 лет младше его, в свое окружение. Друзья не знали, как относиться к протеже поэта. Его талант признавали все, а вот ужасное поведение Рембо отталкивало людей.
Матильда не могла долго терпеть Рембо у себя дома и, в конце концов, настояла, чтобы муж выпроводил его за порог. Поль Верлен попытался пристроить юного поэта к знакомым, но его отовсюду гнали. Тогда он снял для «милого друга» комнату.
Артюр Рембо пагубно влиял на Верлена. Если раньше тот как-то сдерживал «демонов» внутри себя, то теперь они вырвались на свободу. Когда Верлен перешел на сторону гомосексуальной любви, из его стихов тут же исчезли образы Минервы и Венеры. Более того, Верлен стал ежедневно напиваться до беспамятства. Вину поэт предпочитал абсент.
Поэт в состоянии алкогольного опьянения становился очень агрессивным. Поль Верлен стал бить свою жену, но каждый раз после драк он вымаливал прощение у Матильды. Однажды он чуть не спровоцировал выкидыш. В конце концов, она не выдержала и подала заявление о разводе.
В страстных отношениях двух поэтов постоянно присутствовала агрессия. Однажды Артюр ранил Поля ножом в бедро и руку. Тот не стал заявлять в полицию. Через некоторое время уже Верлен стрелял в Рембо, и это закончилось для него 2-летним тюремным заключением. Впрочем, Артюр Рембо даже обрадовался такому повороту событий, ему стал надоедать взрослый, вечно пьяный любовник.
После освобождения из тюрьмы Верлена они встретились в последний раз. Их разговор окончился ссорой. Артюр Рембо нашел себе богатых покровителей и отправился в колонии. Что касается Поля Верлена, то с каждым годом он опускался все ниже. Единственным «светлым пятном» в своей жизни он считал связь с «гениальным негодяем».
Артюр Рембо скончался в 37 лет. Именно этот возраст называют критическим для поэтов: «под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, а Маяковский лег виском на дуло».
Рембо родился 20 октября 1854 года в городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился.
Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.
В этом же году напечатал несколько стихотворений на латыни. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев». Стихотворениями «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как о символисте. В. Гюго, высоко оценивший его талант, назвал Рембо «дитя Шекспира».
Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.
В 1871 г., узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.
В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.
Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.
В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.
В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.
- (Rimbaud) (1854 1891), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871).… … Энциклопедический словарь
Рембо, Артюр - Артюр Рембо. РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854 91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада “Пьяный корабль”, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи “Париж заселяется вновь”, “Руки… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕМБО Артюр - РЕМБО, ЖАН НИКОЛА АРТЮР (Rimbaud, Jean Nicolas Arthur) АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен Латура). (1854 1891), французский поэт. Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле. C детства бунтовал против жестких правил в семье и в школе и не раз убегал из дому … Энциклопедия Кольера
Рембо Артюр - Рембо (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, ‒ 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с… … Большая советская энциклопедия
Рембо Артюр - Запрос «Рембо» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения: 20 октября 1854 Место рождения … Википедия
Рембо - Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854 1891) выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания,… … Литературная энциклопедия
Рембо, Жан Николя Артюр - Артюр Рембо Arthur Rimbaud Фотография Э.Каржа Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия
Рембо - Рембо, Жан Николя Артюр Артюр Рембо Arthur Rimbaud Имя при рождении: Жан Николя Артюр Рембо Дата рождения … Википедия
РЕМБО (Rimbaud) Артюр - (1854 91) французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада Пьяный корабль, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи Париж заселяется вновь, Руки Жанны Мари (оба 1871). В книгах стихов и… … Большой Энциклопедический словарь
Рембо (значения) - Рембо Рембо, Жан Николя Артюр французский поэт символист XIX века Рэмбо, Джон (легкоатлет) (род. 1943) американский легкоатлет, призёр Олимпийских игр. Рембо или Рэмбо Персонаж книг Дэвида Моррелла: Первая кровь Рэмбо: Первая кровь,… … Википедия
Книги
- Стихотворения , Рембо Артюр. В настоящее издание включены практически все стихотворения великого французского поэта, одного из основоположников символизма Артюра Рембо (1854-1891). Его творческоенаследие невелико, в… Купить за 8208 руб
- Пьяный корабль. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо , Жан Артюр Рембо, Ж.-М.Карре. В сборник вошли избранные произведения выдающегося французского поэта, а также малоизвестный широкому читателю роман Ж.-М. Карре об удивительной жизни и приключениях Ж.-А.…