Меню Рубрики

Фон для презентации по славянской письменности. Каталог презентаций. Что такое дохристианские языки

Слайд 2

С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Родные буквы и слова

Слайд 3

Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как каждый предмет, каждое событие получили свои наименования?

Слайд 4

Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности, и их жизнеописания.

Слайд 5

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия: «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» другие. Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия

Слайд 6

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники.

Слайд 7

Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.

Слайд 8

Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Слайд 9

Будущие славянские просветители получили прекрасное образование и воспитание. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова.

Слайд 10

Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке.

Слайд 11

Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - говорит его жизнеописание, - начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами».

Слайд 12

Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры и защитника православия, его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах с иноверными. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Константин – защитник православия Святые Кирилл и Мефодий, проповедующие славянам христианство. Рис.Ф. Бронникова

Слайд 13

Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Остатки древних зданий города Херсонеса в Крыму

Слайд 14

Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил свое мирское имя Константин на имя Кирилл.

Слайд 15

Могила Святого Кирилла в церкви Святого Климента в Риме После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви Святого Климента. Сразу же после кончины была написана его икона.

Слайд 16

Завещание Кирилла Мефодию Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Слайд 17

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа. Равноапостольный Мефодий. М.Нестеров

Слайд 18

В апреле 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. Равноапостольные Кирилл и Мефодий и их ученики Климент, Наум, Сава, Горазд и Ангеларий.

Слайд 19

«Повесть временных лет» о начале славянской письменности Из «Повести временных лет» - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

Слайд 20

«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Ростислав князь Моравский Михаил III на миниатюре из византийской рукописи

Слайд 21

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». Кирилл и Мефодий. Ян Матейко

Слайд 22

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке». Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. Первые книги на славянском языке Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Слайд 23

«Житие Константина-Кирилла Философа» о начале славянской письменности Из «Повести временных лет» мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В «Житии Константина-Кирилла Философа» тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке. Равноапостольный Кирилл. М.Нестеров

Слайд 24

Кроме Священного Писания Константин, а потом и Мефодий, переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или даже пения. Авдеева Настя, 13 лет. с. Радищево

Слайд 25

Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, - это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. Глямшина Светлана, 12 лет. Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Первомайск

Слайд 26

А «Повесть временных лет» свидетельствует: «Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября...». Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 27

Образцы кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.) Какую азбуку создал Константин? В IX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая кириллицы. Они очень отличаются друг от друга, это вы можете сами видеть на рисунке. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму.

Слайд 28

Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.

Слайд 29

Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.

Слайд 30

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами. Кириллическое письмо, или кириллица Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие

Слайд 31

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии - страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. Крещение болгар. Миниатюра из болгарской рукописи. XIV век

Слайд 35

В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 36

Древнейшая из дошедших до нас древнерусских книг, написанных кириллицей, - Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке.

Слайд 37

«Гражданский» алфавит Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

Слайд 38

В 1918 году была проведена последняя реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Слайд 39

Почитание Кирилла и Мефодия Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев.

Слайд 40

Начиная с 1987 года и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям, источник богопознания нам источившим». Это слова из церковных песнопений в день памяти Кирилла и Мефодия.

Посмотреть все слайды

Дохристианская письменность славянУ наших предков, у славян,
Меж дел великого значенья
Всегда к реченьям и словам
Было особое почтенье
Дохристианская
письменность славян
И.И.Кобзев

Введение в проблематику

Спорным оставался до недавнего времени вопрос о докирилловской
(дохристианской) славянской письменности. Лишь в результате последних
работ советских и болгарских ученых, а также в связи с открытием новых
древнейших памятников, существование письма у славян в докирилловский
период почти доказано. Меньше материалов для решения вопроса, что
представляло собой первоначальное славянское письмо и как оно возникло.
В русских работах до середины 40-х годов текущего столетия, а в
большинстве зарубежных работ - и до сих пор существование письма у
славян в докирилловский период обычно отрицалось.

Что такое дохристианские языки?

988 год

Доказательства существования

из письма Екатерины II Вольтеру и Дидро:
«…создавая «Российскую грамматику», Михайло Ломоносов, несомненно, хорошо знал «более ранние
грамматические наставления, бывшие до Кирилла у россиян общеупотребительными, но «не
отважился открыть сие из опасений гонений Синода »

Происхождение

Этрусский мастер. Два танцора. Настенная роспись

Определение типа письменности

Со второй половины 40-х до конца 50-х годов у многих советских авторов
проявлялась обратная тенденция - чрезмерно снижать роль внешних
влияний на возникновение славянского письма, считать, что письмо
самостоятельно возникло у славян еще с глубокой древности. Более того:
выдвигались даже предположения, будто бы славянское письмо повторило
весь путь мирового развития письма - от первоначальных пиктограмм и
примитивных условных знаков к логографии, от логографин - к слоговому
или консонантно-звуковому и, наконец, к вокализованно-звуковому письму.

«Черты и резы»

Семирадский Г. Похороны знатного русса. 1892
Титмар Мерзебургский

«Черты и резы»

Распространение могильников
черняховской культуры (по Г. Ф.
Никитиной)
а - 100 и более погребений;
б - 50 и более погребений;
в - 20 и более погребений;
г - 10 и более погребений;
д - единичные погребения;
е - памятники, отношение которых к
черняховской культуре ставилось под
сомнение

«Черты и резы»

Протокирилловское письмо

Протоглаголическое письмо

Систематизация

Применения славянами письма типа «черт и резов» отодвигается к Ш-IV вв. н, э.; в этот
период, как доказывают материалы «Черняховской культуры», племенной строй у славян
достиг уже настолько высокого развития, что потребность в создании письма типа «черт и
резов» стала достаточно настоятельной. Начало широкого использования славянами
греческого письма и формирования на основе его протокириллицы нужно относить не ранее
чем к VII и не позже чем к VIII в., т. е. ко времени, когда у славян образовались первые
раннефеодальные княжества и в связи с этим появилась потребность в точном буквеннозкуковом письме.В условиях недостаточного развития во второй половине I
тысячелетия н. э. политических и культурных связей между славянскими
племенами, формирование каждого из двух-трех возможных видов
дохристианского славянского письма должно было происходить у разных племен
разными путями. Поэтому можно предполагать существование у славян не только
этих двух-трех видов письма, но и местных их разновидностей.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Описание этапов создания Кириллом и Мефодием славянской письменности и азбуки. Происхождение учителей словенских. "Глаголица" и "Кириллица" - социальное значение в истории развития нашей страны. Вклад святых Кирилла и Мефодия в историю Русской церкви.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Происхождение Кирилла и Мефодия. Жизнь двух братьев до пострижения в монахи. Создание старославянской азбуки и перевод богослужебных книг. Последние дни жизни святых. Распространение славянской письменности Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве.

    презентация , добавлен 13.01.2014

    Возникновение славянской письменности и значение кириллицы в развитии культуры народов России. Традиции празднования Дня славянской письменности в России и за рубежом. Опыт проведения мероприятий, приуроченных к празднику в МОУ "Волжский городской лицей".

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Остромирово Евангелие - древнейший рукописный памятник, его исторический путь от истоков до нашего времени. Первое известие в печати. Оформление, стиль написания и особенности языка древнерусской книги. Место хранения и значение для русской палеографии.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Исследование образов святых Кирилла и Мефодия в искусстве: во фресках, мозаике, иконографии, живописи, скульптуре. Жизнь Кирилла и Мефодия. Описание картины М.В. Нестерова "Св. Кирилл" и "Св. Мефодий". Техника иконописания масляными красками на холсте.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    История возникновения письменности. Геродот о древнейшем предке письменности. Понятие пиктографии. Развитие письменного выражения мысли в течении эволюции человечества. Пиктографическое письмо как способ выражения мышления и действий человека.

    реферат , добавлен 24.11.2007

    Понятие и структура рунического алфавита и письменности в целом. Развитие германской письменности, этапы и направления данного процесса, современное состояние и перспективы. Рунические памятники и оценка их культурологической и исторической ценности.

    Кожевников Денис

    Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье,

    Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах…
    В словах и звуках - вечный ключ сердец…

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Кирилл и Мефодий создают азбуку для славян СлавянскаяПисьменность Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье, Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах… В словах и звуках - вечный ключ сердец… Евдокия Растопчина (1867) Работу выполнил ученик 4 класса Кожевников Денис

    История На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка. В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме

    Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

    Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо) . Г реки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Виды письменности

    Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). Азбука

    Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около 827-14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815-6.4.885) родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Кирилл и Мефодий

    По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь. Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу.

    Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константина), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники Кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы.

    ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись

    ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ конец X - начало X I века глаголица

    ПРИТЧА из книги первой ЗЕРЦАЛА Оттиск первой половины 1760 г.

    Вывод: Итак, единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты. Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и старославянский язык, в основу которого лег солунский диалект древнеболгарского языка. Старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фонетикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений. В результате этого количество букв кириллицы сократилось с 43 до 33.