Меню Рубрики

Присоединение «брацкой землицы. Презентация на тему: История земли Иркутской История земли иркутской учебное пособие

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Пояснительная записка.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

    Законом Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции.

    «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.

    Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
    образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

Структура документа.

Рабочая программа учебного предмета «История земли Иркутской» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Программное обеспечение:

Косых А.П., Рабецкая З.И. Программа курса история земли Иркутской. 2004 год

Учебник: Косых А.П., Рабецкая З.И. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 год.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории. Курс «История земли Иркутской» даст обучающимся представление о развитии нашего края с древнейших времён до начала XX века. Обогатит культурный опыт в области исторического краеведения.

Место предмета в образовательном процессе

На изучение учебного предмета «История земли Иркутской» в 10 классе в региональном компоненте базисного учебного плана отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю, что соответствует авторской программе З.И.Рабецкой.

Ц е л ь к у р с а : содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой Родины.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда з а д а ч :

· Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;

· Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;

· Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;

· Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

· Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать и понимать:

    периодизацию истории родного края;

    пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;

    значение и роль Иркутской земли в истории Отечества;

    историческую обусловленность общественных проблем и конфликтов на территории родного края;

    специфику исторического пути Иркутской области в истории России;

Учащиеся должны уметь:

    проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

    критически анализировать источник исторической информации;

анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым проблемам, используя для аргументации исторические сведения;

    представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии;

Учащиеся должны использовать:

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    использовать историческую информацию для критического анализа современности и возможности построения собственного алгоритма жизнедеятельности;

    использовать историческую информацию- факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения для установления причинно-следственных связей между явлениями, пространственными и временными рамки изучаемых исторических процессов и явлений

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории края, смогут готовить и выступают с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, краеведческих конкурсах и конференциях. Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме презентации, творческого отчета, защиты проекта или творческой работы и пр.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Количество

Наш край в древности

Прибайкалье в период средневековья

Земля Иркутская в VIII веке

Иркутская губерния в первой половине XIX века

Иркутская губерния во второй половине XIX века

Иркутская земля в начале XX века

Между двумя революциями

Революция и гражданская война

Иркутская земля в 1921-1941 годах

Великая Отечественная война и послевоенное строительство

Иркутская область в 1961-1985 годах

Иркутская область в 1986-2000 годах

Повторение

Итого

Вводный урок

Иркутская область – часть Великой России. Место Восточной Сибири в истории человечества, в истории Отечества, общее и своеобразное в нашей истории. Народы Сибири, её историческая география: оценка этнических и природных факторов. Соотношение внутренних факторов и внешних воздействий в развитии России. Роль Иркутской области в геополитике. Основные понятия: геополитическое положение.

Раздел 1. Земля Иркутская в далёком прошлом

Тема 1. Наш край в древности.

Древнекаменный век : древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита (Буреть, Мальта). Исследования А. П.Окладникова. Новокаменный век : усовершенствование орудий труда; приручение животных; значение охоты и рыболовства. Стоянки неолита. Наскальные рисунки. Основные понятия: мезолит; неолит; петроглифы.

Меднобронзовый век : орудия труда из меди и бронзы, нефрита, кости и рога; связи с соседними племенами. Шаманство как своеобразное явление духовной культуры. Начало железного века (первое тысячелетие н. э.): орудия труда и оружие; кузнечное дело; приручение диких животных (лошадь, баран, бык); памятники железного века. Основные понятия: энеолит; шаманизм; жертвенники.

Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья.

Тема 1. Коренные жители Прибайкалья.

Курыканы. Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселение курыкан. Источники знаний о курыканах. Занятия: скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Жилища и культура. Полукочевой образ жизни. Письменность. Высокий уровень искусства. Курыканы – предки бурят. Основные понятия: Курыканы; кидани; тюрки; писаницы.

Буряты, эвенки, тофалары . Территория, занятия и общественный строй бурят. Формирование бурятской народности. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Кровная месть. Эвенки. Расселение эвенков, общественные отношения, жилище, одежда, быт эвенков. Тофалары – малая народность Восточной Сибири. Оленеводство и охота – основные занятия тофов, жилище. Суглан. Названия городов, деревень, географических мест произошедшие из языка бурят, тофов, эвенков.Основные понятия: тофалары, тофы (карагасы); баргуты; буряты; эвенки; этнос; суглан; шуленга, чум, юрта.

Тема 2. Продвижение русских в Сибирь.

Продвижение русских в Сибирь . Пути продвижения. Первые остроги: Илимский 1630 г., Усть - Кутский 1631 г., Братский 1634 г., Балаганский 1654 г.. Основание Иркутского острога в 1661 г., Я. Похабов. Илимское воеводство: развитие земледелия и промыслов. Начало Иркутского воеводства. Ясак. Значение присоединения Прибайкалья к России.

Первые христианские церкви и монастыри. Иннокентий Кульчинский. Развитие культуры. Описание земли Иркутской Семёном Ремезовым. Народные волнения 17 века. Основные понятия: землепроходцы; острог; ясак; волок; воеводство.

Раздел 3. Становление и развитие капиталистических отношений в Восточной Сибири.

Тема 1. Прибайкалье в 18 веке.

Социально – экономическое развитие края . Рост населения, его занятия. Московский тракт. Повинности трудового народа. Развитие промышленности и ремёсел. Тельминская мануфактура. Илгинский винокуренный завод. Первые предприниматели края. Иркутск – губернский город . Управление Иркутской землёй. Население. Иркутск – центр торговли и ремесла. Иркутское купечество. Основные понятия: мануфактура; торгово-промысловая компания; «ясачные иноземцы»; городская дума; наместничества.

Культура. Первые школы. Монастырские школы, «навигацкая школа», «гражданская школа». Духовная семинария. Иркутское главное народное училище. «Именитые» люди 18 века . Исследование Сибири. Камчатская экспедиция В. Беринга. Г. Ф.Миллер, И. Г.Гмелин, И. Георги, С. П.Крашенинников, Э. Г.Лаксман. А. Н.Радищев в Илимской ссылке. Г. И. Шелихов – «Колумб Российский». Основные понятия: «мунгальская школа»; духовная семинария; учительская семинария; навигацкая школа; этнография.

Тема 2. Иркутская губерния в первой половине 19 века.

Развитие экономики . Сельское хозяйство и крестьянство. Лесной промысел. Сельская община. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество. Города Прибайкалья. Городское общество. Участие населения в Отечественной войне 1812 года . Сбор средств для снаряжения добровольцев. Сибирские полки в военных действиях. Основные понятия: сельская община; «классы по состоянию»; прииски; «сельские» города; мещане.

Декабристы в Иркутской губернии .(2 часа) Имена декабристов и места их пребывания. М. С. Лунин, Ф. Б. Вольф, В. Ф. Раевский, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, братья Муравьёвы. Жёны декабристов и их участие в культурной жизни губернии. Вклад декабристов в развитие Сибири. Основные понятии: пересылочный пункт; поселенцы; политическая каторга; декабристские вечера.

Восточно–Сибирское генерал-губернаторство . Генерал-губернатор Сибири. М. М. Сперанский и его преобразования в управлении Сибирью. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв - Амурский. Айгунский и Пекинский договоры. Просвещение и образование в первой половине 19 века . Открытие учебных заведений. Иркутский сиропитальный дом Е. М. Медведковой. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. Архитектура Иркутска. Жизнь и быт иркутян. «Именитые» люди края: Г. С. Батеньков, П. И.Пежемский, Е. А. Авдеева - Полевая, М. И. Песков. Основные понятия: генерал – губернаторство; губерния; округа; волости.

Тема 3. Иркутская губерния во второй половине 19 века.

Экономика края. Поток переселенцев после реформы 1861 года. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда. Развитие капиталистических отношений в деревне, социальное расслоение. Захватная форма землевладения. Развитие промышленности. Формирование рабочего класса. Частный капитал. Добыча золота – наиболее доходная отрасль промышленности. Начало развития угольной промышленности. Хайтинская фарфоровая фабрика. Сибирь – кладовая ценных сырьевых ресурсов. Хозяйство коренного населения. Реорганизация управления. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие средств связи. Торговля и купечество. Торговые пути. Развитие торгового оборота. Известные иркутские купцы: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Белоголовые. Мещанство. Основные

Общественная жизнь . Иркутск – центр общественной жизни. М. В. Загоскин. В. И. Вагин. Роль политических ссыльных в общественной жизни края. А. П.Щапов. К. Г. Неустроев. Издание газет. Александровский централ. Польские ссыльные. Основные понятия: движение «областников»; колониальная политика; «Александровский централ»; петрашевцы; народники; марксисты; социал-демократы.

Культурная жизнь нашего края . Просвещение и образование. Открытие новых учебных заведений. Педагоги и организаторы народного образования. Научно – техническая жизнь в губернии. Литература. Публичная библиотека. Театральная и художественная жизнь. В. П. Сукачёв. Строительство в Иркутске, архитектура города. Изменения в архитектурном облике города после пожара 1879 года. Строительство в губернии. Памятники культуры Приангарья. Основные понятия: сиропитательный дом; меценат; ВСОРГО; эклектика; русское барокко; русско - византийский стиль.

Раздел 4. Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия.

Тема 1. Иркутская земля в начале 20 века.

Экономика края . Противоречивое влияние железной дороги на развитие территории. Уровень развития промышленности. Отношение правительства к развитию промышленности в Сибири. Монополизация производства. Положение рабочих на предприятиях губернии. Сельское хозяйство. Переселение в Сибирь. Вовлечение крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Расслоение крестьянства. Влияние Русско-японской войны на положение трудящегося населения Сибири. Основные понятия: монополистический капитализм; многоукладность экономики; классы; сословия; рыночные отношения.

Общественно- политическое развитие края в начале 20 века . Рабочее движение: рост стачечного движения; переход к политическим требованиям. Иркутская социал-демократия. Социалистические организации. Политические ссыльные Балаганского уезда (И. В.Сталин, П. П.Постышев). Революционные выступления в губернии в 1905-1907 годах. Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Революция и армия. Крестьянская борьба. Национальное движение. Спад революционной борьбы.

Основные понятия: оппозиция; революционеры; социал-демократы; стачка.

Тема 2. Между двумя революциями.

Экономическое положение губернии . Промышленность. Углубление монополизации производства и капитала, рост акционерного капитала. Сельское хозяйство. Аграрная политика правительства А. П. Столыпина. Крестьянское движение. Иркутское казачество. Дальнейшее расслоение крестьянства. Зажиточное сибирское хозяйство. Рабочее движение в Иркутской губернии . Напряжённость обстановки на Ленских приисках. Начало забастовки. Требования бастующих. Ленский расстрел 1912 года. Последствия Ленского расстрел. Общественно-политическая жизнь. Политические партии, общественные организации и общественные объединения. Периодическая печать. В годы первой мировой войны. Влияние войны на экономику Иркутской губернии. Обострение классовой борьбы. Голодные бунты, забастовки. Социально-политическая обстановка в крае накануне 1917 года. Основные понятия: переселенческая политика; аграрный вопрос; акционерный капитал; расслоение крестьянства; мировая война.

Культура губернии начала 20 века . Образование. Научная жизнь. В. А. Обручев, А. П. Щапов, Н. С. Романов, А. М.Сибиряков. Литература. Театр, музыка, кино. Художественная жизнь. Памятник императору Александру 111. Картинная галерея В. П.Сукачёва. Архитектура. Основные понятия: земские школы; коммерческие училища; архивная учёная комиссия.

Тема 3. Революция и гражданская война / 1917 – 1920 гг.

События 1917 года . Отношение к февральской революции населения губернии. Подъём национально - освободительного и общественного движения. Октябрь в Иркутске. Офицерско – юнкерское восстание в декабре 1917 года. Утверждение Советской власти. Основные понятии: альтернатива развития; буржуазно – демократическая революция; социалистическая революция; национально – освободительное движение; двоевластие.

В годы гражданской войны. Начало Гражданской войны и военная интервенция. Власть Временного сибирского правительства. Утверждение диктатуры А. В.Колчака. Партизанское движение. События Гражданской войны на территории Усть – Удинского и Балаганского районов. Разгром Колчака. Установление власти Советов. Основные понятия: гражданская война; военная интервенция; красный и белый террор; диктатура.

Тема 4. Иркутская земля в 1921 – 1941 годах.

Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Общественные организации и движения. Утверждение безраздельного господства в структурах власти большевиков. Централизация управления экономикой. Восстановление экономики. Положение в промышленности. Национализация. Положение в деревне: деятельность продотрядов; возрождение коммун; помощь голодающим Поволжья. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Торговля. Рост капиталистических отношений в деревне. Противоречия и трудности в период НЭПа. Итоги хозяйственной деятельности. Основные понятия: национализация; НЭП; продналог; конкуренция; потребкооперация; коммуны.

Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Начало индустриализации. Первенец индустрии – металлический завод (завод им. В. В.Куйбышева). Строительство авиационного завода. Социалистическое соревнование. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия. Коллективизация . Начало массовой коллективизации. Особенности коллективизации в Прибайкалье. Организация колхозной жизни. Коллективизация на территории Усть – Удинского района. Колхозы перед войной. Социально – политическая обстановка в 30 – 40-е годы. ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. «Враги народа». Основные понятия: модернизация; индустриализация; коллективизация; социалистическое соревнование; «кулак»; контрреволюционер; ГУЛАГ; репрессии; НКВД.

Перемены в сфере культуры. Борьба с неграмотностью. Школьное образование. Профессионально-техническое образование. Наука в 20 – 40-е годы. Культурно-просветительская жизнь: радио, печать, кино. Литература. И. Уткин, П. П.Петров, И. Молчанов-Сибирский, И. Гольдберг, Ин. Луговской, К. Седых и др. Театр. Н. П.Охлопков. Художественная жизнь. Художественный музей. Объединения художников. Основные понятия: Губграмчека; ликпункты.

Тема 5.

Передний край в глубоком тылу. Отечество в опасности. Перестройка экономики на военный лад. Подвиг на Сибирской ниве. Всенародная помощь фронту. Наука и культура на передовых позициях. Односельчане – труженики тыла. Иркутяне в боях за Родину. Героизм Иркутян на фронтах Великой Отечественной войны: разгром немецкой армии под Москвой (78-ая стрелковая дивизия дальневосточников под командованием А. П.Белобородова; 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия; 82-ая мотострелковая дивизия); участие в боях за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге; форсирование Днепра (герои устьудинцы С. В.Терещенко, В. К.Беломестных) ; освобождение Восточной Европы (уроженец с. Усть-Уда А. М. Андреев); Берлинская операция. Наши земляки – участники войны с Японией. Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Величие нашей победы. Основные понятия: отечественная война; мобилизация; эвакуация; гвардейская дивизия; вермахт; милитаристское государство; капитуляция;

Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) Состояние экономики в послевоенный период. Новый этап индустриального развития экономики. Строительство новых предприятий: Ангарский нефтехимический комбинат; Братская и Мамаканская ГЭС; Коршуновский горно-обогатительный комбинат; Иркутский алюминиевый завод; Иркутский телецентр; Байкальский целлюлозный завод; сибирские города. Начало БАМа. Трудности сельского хозяйства. Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области к 1960 г. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь. Послевоенные репрессии. «Ренессанс» иркутского ГУЛАГа. Усиление партийного диктата. Влияние 20 съезда КПСС на общественную жизнь области. Образование и наука. Литература. Г. Кунгуров, М. Сергеев, П. Маляревский, К. Седых, Г. Марков. Театр. Живопись. Города. Основные понятия: индустриализация; МТС; дефицит трудовых ресурсов; «целинный» район; репрессии; апогей сталинизма; реабилитация; всеобуч.

Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах.

Социально – экономическое развитие Иркутской области . Территориально – производственные комплексы (ТПК) – новая форма индустриального развития экономики. Братско – Илимский ТПК; Верхнее –Ленский ТПК; Ангаро – Усольский промышленный узел; Размах капитального строительства. Братская ГЭС; БРАЗ; Усть – Илимская ГЭС; Усть - Илимский лесопромышленный комбинат; мебельная фирма «Байкал»; БАМ; нефтеперерабатывающие комбинаты; обувная фирма «Ангара»; и др. Итоги и уроки нового этапа индустриализации области. Преобразования в аграрном секторе области. Укрупнение колхозов. Рост удельного веса государственных хозяйств. Углубление специализации производства. Причины отставания аграрного сектора. Основные понятия: ТПК; промышленный узел; целина; экологические проблемы.

Общественно – политическая жизнь. Ведущая роль партийных комитетов. Раскол общества на сталинистов и антисталинистов. Периодическая печать. Поддержка правозащитного движения. Противоречия общественной жизни и падение авторитета КПСС. Основные понятия: культ личности; «Оттепель»; неосталинизм; диссиденты; правозащитники; «Развитой социализм».

Культурная жизнь общества. Наука: формирование нового центра науки; строительство академического городка; Вычислительный центр; учёные области. Школа и образование. Реформа народного образования. Профессиональное образование. Литература и искусство. Писатель – земляк В. Г.Распутин. А. В.Вампилов. Проблемы культурной жизни. Коренное население области. Жизнь, быт, производственная деятельность, культура коренного населения. Административно-территориальное устройство: Тофалария; Усть – Ордынский бурятский автономный округ, Катангский район. Основные понятия: НТР; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; аймак; православие; буддизм; дацан; лама.

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах.

Политическая и культурная жизнь области. Шаги перестройки в области. Местная власть. Губернатор Ю. А. Ножиков. Законодательное собрание области. Городская дума. Б. А.Говорин. Экономические, политические, идеологические перемены. Губернатор А. Тишанин. Процесс объединения Усть – Ордынского бурятского округа и Иркутской области. Выборы в Государственную Думу в 2007г в области. Выборы Президента Р. Ф.. Основные понятия: Перестройка; гласность; Законодательное собрание; Городская дума; губернатор; референдум.

На пути экономических реформ. Переход к рынку. Кризис в экономике. Изменения в социальной структуре населения области. Падение уровня жизни. Безработица. Начало подъёма в экономике. Экономическое развитие области в 21 столетии. Перспективы развития. Международные связи. Основные понятия: ваучер; либерализация цен; приватизация; рынок; акционер; фермер; инфляция.

Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым старшеклассником своей личной связи с историей Родины.

Для реализации поставленных задач предполагается широкое привлечение местного материала и публикаций в СМИ.

Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, документами, а также путем научно – исследовательской работы.

На уроках предполагается использовать:

1. Для активизации мыслительной деятельности:

  • моделирование

    ролевую игру

3.Для решения проблемных задач:

    анализ событий

    анализ условий

    анализ развития

4.Для обратной связи и контроля:

  • контрольные работы

5.Для письменных работ:

6.ИКТ на уроке:

    поиск информации

    использование электронных учебников, иллюстраций

    работа с тестами для контрольных заданий

    учебные презентации

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, составлять логические и синхронистические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов;

Описывать исторические события;

Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию в одном или нескольких источниках;

Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретному народу и конкретной исторической эпохе;

Сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и обосновывать свою точку зрения, владея логическими приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале;

Приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своего края, овладение исследовательскими умениями;

Составлять тезисы, конспекты, писать реферат, доносить до аудитории свою информацию.

календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Контроль

Дата проведения

Наш край в древности – 1 час

Наш край в древности.

Урок- лекция

Познакомить обучающихся с особенностями развития Иркутской земли в глубокой древности

Знать: стоянки древнего человека на территории области периодов мезолита, неолита, палеолита.

Уметь характеризовать особенности жизни древнего человека.

Конспект в тетради.

Прибайкалье в период средневековья – 2 часа

Коренное население Иркутской губернии.

Изучение нового материала

Охарактеризовать особенности быта народов разных национальностей, проживающих на территории Иркутской области.

Знать особенности жизни курыкан, эвенков, бурят, тофаларов.

Сравнительная таблица.

Присоединение «брацкой землицы». Первые христианские церкви и монастыри. Народные волнения.

Изучение нового материала

Рассмотреть особенности присоединения Сибири к России, выявить причины народных волнений.

Знать даты строительства острогов на территории Иркутской области.

Уметь охарактеризовать причины народных

волнений

Устный опрос

Земля Иркутская в XVIII веке – 3 часа

Социально-экономическое развитие края в 18 веке.

Изучение нового материала

Охарактеризовать социальное и культурное развитие Иркутской земли в 18 веке.

Уметь охарактеризовать значение просвещения для развития губернии.

Конспект.

Иркутск-губернский город. Первые школы.

Изучение нового материала

Именитые люди 18 века.

Урок-семинар

Показать значение деятельности А.Н.Радищева, Г.И.Шелихова для развития земли Иркутской.

Знать имена учёных, побывавших в Иркутской губернии в 18 веке.

Уметь охарактеризовать вклад.Н.Радищева, Г.И.Шелихова в развитие нашего края.

Презентации о Н.Радищеве и Г.И.Шелихове.

Иркутская губерния в первой половине XIX века -3 часа

Иркутская губерния в первой половине 19 века: развитие экономики, участие населения в Отечественной войне 1812 года.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать развитие экономики в первой половине 19 века. Показать значение сибиряков в Отечественной войне 1812 года.

Знать особенности хозяйственного развития Иркутской губернии в первой половине 19 века.

Устный опрос.

Изучение нового материала.

Рассмотреть значение деятельности декабристов в Иркутской губернии. Охарактеризовать деятельность М.М.Сперанского.

Знать имена декабристов и вклад, который они внесли в развитие губернии.

Устный опрос.

Просвещение и образование в первой половине 19 века. Иркутск – административный и культурный центр.

Изучение нового материала

Охарактеризовать культурную жизнь Иркутской губернии в первой половине 19 века.

Знать особенности развития образования в первой половине 19 века.

Конспект.

Иркутская губерния во второй половине XIX века -5 часов

Иркутская губерния во второй половине 19 века. Экономика и хозяйство коренного населения.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности экономического развития Иркутской губернии во второй половине 19 века.

Знать особенности развития экономики во второй половине 19 века.

Доклады обучающихся.

Торговля и купечество в Иркутской губернии. Сибирская железная дорога и связь.

Изучение нового материала.

Выявить особенности развития торговли. Рассмотреть значение строительства железной дороги.

Знать государства, с которыми во второй половине 19 века были развиты торговые связи.

Устный опрос.

Урок-семинар.

Рассмотреть деятельность общественных деятелей: В.И.Вагина, Н.М.Ядринцева, Г.Н.Потанина.

Значение деятельности Вагина на развитие губернии.

Польские ссыльные.

Просвещение и образование.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать причины и последствия польской ссылки. Описать развитие просвещения и образования.

Устный опрос.

Научно-техническая жизнь в губернии. Литературная и театральная жизнь.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности развития научно-технической и культурной жизни губернии.

Знать о деятельности ВСОРГО и ВСОРТО.

Уметь охарактеризовать развитие культурной жизни губернии во второй половине 19 века.

Доклады, презентации.

Иркутская земля в начале XX века – 3 часа

Иркутская земля в начале 20 века. Экономика

Изучение нового материала.

Охарактеризовать особенности развития экономики в начале 20 века.

Знать особенности развития сельского хозяйства и промышленности.

Устный опрос.

Рабочее движение и иркутская социал-демократия накануне революции 1905-1907 годов.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать деятельность социал-демократов накануне революции 1905-1907гг.

Знать положение рабочих на предприятиях губернии.

Конспект.

Революционные выступления в губернии в 1905-1907 гг.

Урок-семинар.

Рассмотреть значение первой русской революции для Иркутской губернии.

Знать причины революции, политические организации, итоги революции.

Доклады, презентации.

Между двумя революциями – 5 часов

Между двумя революциями. Крестьянство и казачество.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать значение Столыпинской аграрной реформы для нашего края.

Знать причины переселения крестьян в Иркутскую губернию. Уметь охарактеризовать итоги Столыпинской аграрной реформы для нашего края.

Конспект.

Экономическое положение губернии между двумя революциями.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики.

Знать трудности рабочих и крестьян, приведших к Ленским событиям.

Конспект.

Ленский расстрел 1912 года

Изучение нового материала.

Охарактеризовать события 1912 года.

Знать причины, ход событий Ленских волнений.

Уметь назвать итоги Ленских выступлений.

Таблица «Ленский расстрел»

Общественно – политическая жизнь и культура Иркутской губернии в начале 20 века.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности общественно-политической и культурной жизни губернии.

Знать положение политических партий после революции 1905=1907 гг.

Конспект.

Иркутская область в годы первой мировой войны.

Изучение нового материала.

Рассмотреть вклад жителей Иркутской губернии в первую мировую войну.

Уметь охарактеризовать влияние Первой мировой войны на экономику Иркутской губернии.

Устный опрос.

Революция и Гражданская война (1917-1920 гг.) – 1 час

Революция и гражданская война (1917 – 1920). 1917 год в Иркутской губернии. В годы гражданской войны.

Изучение нового материала.

Охарактеризовать подъём национально-освободительного движения в Иркутской губернии.Рассмотреть особенности развития губернии в годы Гражданской войны.

Знать основные события революционного движения в Иркутской губернии. Знать этапы Гражданской войны.

Устный опрос.

Иркутская земля в 1921-1941 гг. – 4 часа

Иркутская земля в 1921 – 1941 годах. Социально-политическая обстановка после Гражданской войны

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития губернии в первые годы советской власти.

Знать особенности установления советской власти.

Восстановление экономики. Сельское хозяйство. Развитие промышленности: успехи и трудности.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности экономического развития губернии в 1021-1941 гг.

Знать принципы развития сельского хозяйства, промышленности

Коллективизация: как она проходила.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности проведения коллективизации в Иркутской губернии.

Знать этапы коллективизации и итоги.

Конспект.

Социально-политическая обстановка в 30-40-е гг. Развитие культуры.

Изучение нового материала.

Рассмотреть влияние политических репрессий на жизнь области. Охарактеризовать особенности культурной жизни.

Знать итоги репрессий.

Вопросы на с. 244-245.

Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941-1960гг.) – 2 часа.

Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Урок-семинар

Доклады, презентации.

Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Урок-семинар

Охарактеризовать вклад сибиряков в Победу в ВОВ.

Знать особенности развития области в годы ВОВ. Уметь охарактеризовать вклад иркутян в общую Победу.

Доклады, презентации.

Иркутская область в 1961-1985 гг. – 3 часа

Территориально-производственные комплексы. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1961-1985 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики после ВОВ.

Знать этапы развития Иркутской области после ВОВ.

Конспект.

Культурная жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг.

Урок-семинар.

Рассмотреть особенности развития культурной жизни после ВОВ.

Знать особенности развития культурной жизни после ВОВ.

Экономическая и общественно-политическая жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг.

Знать особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг.

Конспект.

Иркутская область в 1986-2008 гг. – 2 часа.

Иркутская область в 1986 – 2008 годах. Политическая и культурная жизнь.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг.

Знать особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг.

Экономические реформы в Иркутской области в 1986-2008 гг.

Изучение нового материала.

Рассмотреть особенности развития экономики области в1986-2008гг.

Знать особенности экономики области в1986-2008гг.

Повторительно-обобщающий урок

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Компьютер обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

    Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

    Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала.

Учебные пособия:

1.Косых А. П., Рабецкая З. И, Сверлик Г. И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.

2. Фролова С. А. Исторический атлас. Иркутская область. Москва: ООО Издательство ДИК, при участии издательства «Дрофа». 2000.

Литература:

1. Аганбегян А., Ибрагимов З. Сибирь не понаслышке. М., 1881.

2. Килессо Г. Т. Улица имени… Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.

3. Кузнецов И. И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.

4. Кузнецов И. И., Кузнецова Т. П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.

5. Косых А. П., Панов В. Н., Тюкавкин В. Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.

6. Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. издательство, 1986

7. Сутормин А. Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.

8. Петров И. Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.

9. Хафизов Р. З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.

10. Шинкарёв Л. Сибирь. Откуда она пошла, и куда идёт. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1974.

Дополнительная литература:

Лежненко И. Мост между прошлым и будущим - Земля Иркутская.2000, №12.С.47-50

Хрестоматия по истории Иркутской области/под ред. А.П.Косых. Иркутск, 1969

Дулов А.В. Памятники истории и культуры Иркутска-Иркутск,1993

Ситников Л.А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг. Иркутск,1993.

Колмаков Ю.П. Иркутская летопись1661-1940-Иркутск, 2003

Попов И.И. Забытые иркутские страницы- Иркутск,1989

Винокуров М.А.,Суходолов А.П.Экономика Сибири 1920-1928- Новосибирск 1996

Иркутск: три века. Иркутск,1986

Дулов В.И.Крестьянство Сибири в годы первой русской революции- Иркутск 1956

Бенгарова И. История народов, живущих вокруг Байкала- Иркутск,2007



















1 из 18

Презентация на тему: История земли Иркутской

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

1. ЭкономикаАграрная реформа 1861 г., отменившая зависимость крестьян от помещиков, привела к изменениям в составе населения губернии После реформы увеличился поток переселенцев в Сибирь. С 1861 по 1891 г. в Иркутскую губернию прибыло более 20 тыс. человек Большая часть из них стала заниматься земледелием, получая наделы из числа заброшенных земель или разрабатывая новые под зерновые и картофель Основными орудиями обработки земли оставались сохи-рогалюхи и колесухи

№ слайда 4

Описание слайда:

1. ЭкономикаПоявлялись и новые сохи, которые назывались «пермячки». Они почти полностью изготавливались из железа, поэтому были болеепрочными и производительными Вскоре появился и железный плуг, а старинная коса-горбуша была заменена косой-литовкой фабричного производства

№ слайда 5

Описание слайда:

1. ЭкономикаВ конце XIX в. стали появляться молотилки, веялки, сортировки. Все это позволяло увеличивать посевные площади Особенно это было заметно в Балаганском и Иркутском округах,где осело наибольшее число переселенцев. В 1895 г. в крестьянскиххозяйствах этих округов было 113 молотилок и 654 веялки Урожаи хлебов были различные, в среднем они колебались от 40 до 60 пудов с десятины, но были и более урожайные годы

№ слайда 6

Описание слайда:

1. ЭкономикаВторую отрасль сельского хозяйства губернии составляло скотоводство По количеству голов на первом месте были козы и овцы, на втором - крупный рогатый скот, на третьем - лошади. Разведение лошадей составляло солидную статью дохода в хозяйстве С развитием капиталистических отношений в деревне усилилось социальное расслоение. По данным подворной переписи 1887-1889 годов в Балаганском, Иркутском, Верхоленском и Нижнеудинском округах губернии бедняцкие хозяйства составляли 42 процента, средние - 34,3, а зажиточные - 23,7

№ слайда 7

Описание слайда:

1. ЭкономикаПоскольку в Иркутской губернии преобладала захватная форма владения землей, то отдельные хозяйства сумели распахать до300 десятин земли, они держали по нескольку десятков головкрупного рогатого скота и лошадей Бедняки зачастую отдавали свои земли в аренду, а порой бросали их и уходили в город или на «железку», так называли тогда железную дорогу

№ слайда 8

Описание слайда:

1. ЭкономикаКрестьянская реформа 1861 г. дала толчок развитию товарно-денежных отношений в деревне, углублению ее социального расслоения, усилила поток переселенцев, способствовалавовлечению в хозяйственный оборот свободных земель губернии С отменой крепостного права произошли изменения впромышленности губернии. Казенные заводы очень трудно приспосабливались к условиям свободного рынка наемного труда, так как на них в основном работали ссыльные и каторжные

№ слайда 9

Описание слайда:

1. ЭкономикаНо сохранились и такие предприятия, где наряду с каторжным трудом широко применялся и наемный труд. К таким относились Усольский солеваренный завод, золотые прииски Переход к наемному труду позволил повысить производительность труда на многих предприятиях

№ слайда 10

Описание слайда:

1. ЭкономикаНесмотря на усовершенствование технологии добычи золота, труд рабочих на приисках оставался тяжелым. Об этом свидетельствуют рассказы иркутского писателя М.В. Загоскина. В книге «Иркутск и Иркутская губерния», изданной в 1870 г., онписал: «Работы на приисках не легки. Рабочие встают с зарею и отправляются в разрезы, часто заполненные водой и наполненные грязью. Отдыха им дается не более трех часов в течение рабочего дня, который считается в 18 часов - с 3 часов утра до 9 часов вечера. Пища на приисках почти везде хорошая. Но тяжелые работы во всякую погоду и во всегдашней сырости производят гибельное влияние на здоровье. После 5-6 лет такой жизни рабочий становится если не калекой, то никуда негодным, кроме разве службы где-нибудь караульным»

№ слайда 11

Описание слайда:

1. ЭкономикаВ 1893 г. в Восточной Сибири было добыто 1822 пуда золота, что составляло 75 процентов его добычи во всей России Во второй половине XIX в. в губернии начинает развиваться угольная промышленность. Уголь был обнаружен на Гришевской заимке в 8 верстах от Черемхова, где еще в 50-е годы началасьего добыча

№ слайда 12

Описание слайда:

1. ЭкономикаОднако большая часть из них была кустарного или полукустарного типа с числом работающих от 10 до 50 человек. Особенно характерно это было для Иркутска В 1889 г. главными промышленными предприятиями города являлись три водочных завода, два мукомольных с паровыми мельницами, два пивоваренных и один дрожжевой, а также спичечная и табачная фабрики В пореформенный период в промышленности росло число частныхпредприятий и производств, увеличивалось количество наемных рабочих. Но промышленность развивалась медленнее, чем в Европейской части России. Это было связано с правительственнойполитикой: Сибирь по-прежнему оставалась кладовой ценных сырьевых ресурсов, а также обширным рынком для сбыта промышленных изделий и товаров центральных заводов и фабрик

Описание слайда:

2. Хозяйство коренного населенияВ их хозяйствах все больше появлялось плугов, косилок, конныхграблей, жнеек и молотилок. Все это привязывало бурятское население к постоянному месту жительства и внедрению отгонногоскотоводства С наступлением весны они перегоняли скот на летние пастбища,расположенные на большом расстоянии от зимников, то есть постоянных поселений бурят

№ слайда 15

Описание слайда:

2. Хозяйство коренного населенияВ конце августа, после окончания сенокоса и уборки сена, скот снова перегонялся с летних пастбищ в зимники, где до поздней осени кормился на выкошенных летом утугах и сенокосных лугах, а после уборки хлебов - на поляхС наступлением зимы скот переходил на стойловое содержание. Только табуны лошадей оставались на подножном корме. При больших снегах и лошадей подкармливали соломой, сеном и загоняли во дворы. Буряты строили крытые хотоны (стайки), в которых скот находился в ночное время В хозяйствах бурятских семей стали применять для удобрения почвы навоз, причем удобряли не только пашню, но и сенокосныелуга - утуги. Утуги обычно располагались около зимних жилищ, их охраняли от потрав, для чего обносили изгородью

№ слайда 16

Описание слайда:

2. Хозяйство коренного населенияНаряду с земледелием и скотоводством бурятское население продолжало заниматься традиционными промыслами - охотой, рыболовством, сбором в тайге грибов, ягод, орехов, различных трав и кореньев, изготовлением национальной одежды, обуви, украшений из кости, камня и металла, орудий промысла и охоты Во второй половине XIX в. происходили изменения в социальных отношениях бурят. С развитием торговли появился спрос на свободные руки, особенно в связи с развитием промышленности,земледелия, скотоводства. По данным подворовой переписи 1887-1897 годов, 21,7% бурятских хозяйств использовали годовой и сроковый наем работников

№ слайда 17

Описание слайда:

2. Хозяйство коренного населенияВ 80-е годы XIX в. были упразднены степные думы и созданы «инородные» управы Главу управы выбирали из местных жителей, как правило из молодых разбогатевших хозяев Так, Идинская степная дума была разделена на Боханскую, Бильчирскую, Укырскую, Улейскую, Молькинскую «инородные» управы Вместе с ними упразднялись должности тай-шей - главныхродоначальников, замещавшихся по наследству. За «инородческим» самоуправлением стали вести надзор крестьянские «инородческие» начальники, то есть представителицарской администрации

№ слайда 18

Описание слайда:

2. Хозяйство коренного населенияВ конце XIX столетия началась паспортизация коренного населения и определение мест постоянного проживания. Все буряты были обязаны иметь паспорт при устройстве на работу по найму Паспорт выдавался на год, а его продление зависело от того, как человек рассчитался с налогомИтак, с одной стороны, появилась выборность при формировании инородческого самоуправления, а с другой - усиливался административный контроль как за самоуправлением, так и за каждым коренным жителем

Cлайд 1

Cлайд 2

Домашнее задание Тест презентации читать; «История земли Иркутской» §7; Сообщения об основании русских городов в Восточной Сибири.

Cлайд 3

Cлайд 4

1. Пути продвижения русских. Первые остроги С 20-х годов XVII в. началась русская колонизация Прибайкалья Важным опорным пунктом проникновения сюда русских стал Енисейский острог В 1620 г. енисейские казаки узнали о существовании бурят, об обширности и богатстве этого края

Cлайд 5

1. Пути продвижения русских. Первые остроги С тех пор присоединение «брацкой (бурятской) землицы» и обложение бурят ясаком стало их заветной целью Продвижение русских происходило по Енисею, Ангаре, Лене и их притокам Первыми из землепроходцев, проложивших пути по Ангаре и Лене на территории Иркутской области, были 40 казаков во главе с Пантелеем Пянды (Пенды) В 1620 году Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске От эвенков Пянда узнал, что рядом с его последним зимовьем на берегу Нижней Тунгуски протекает другая крупная река Весной 1623 года их отряд перешёл Чечуйский волок и достиг р. Лены в районе современного Киренска

Cлайд 6

За 3 года, преодолевая сопротивление со стороны бурят и природные трудности, они проплыли ок. 8 тысяч километров по северным рекам Затем из района Верхоленска коротким путем по Усть- Ордынской степи вышли к Балаганску и на стругах по Ангаре возвратились в Енисейск

Cлайд 7

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В 1628 г. из Енисейска направились к Байкалу две партии казаков Одна - во главе с десятником Василием Бугром дошла до верховьев Лены Другая - во главе с атаманом Максимом Перфильевым - достигла бурятских стойбищ по Ангаре и впервые собрала ясак Два года спустя отряд казаков под командой Петра Бекетова преодолел ангарские пороги и перешел на Оку. Буряты добровольно согласились платить ясак пушниной Для сбора ясака и управления присоединенными к России территориями стали строить остроги

Cлайд 8

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В 1630 году атаман Иван Галкин с казаками поставили зимовье в том месте Илима, откуда был самый короткий путь на р. Лену К 1647 году поселение превратилось в острог, а в 1649 г. образовалось Илимское воеводство, первая административная единица Восточной Сибири,

Cлайд 9

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В 1630 году основан как Никольский погост казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра. В 1631 г. переименован в Киренский острог В 1631 г. в устье р. Куты был основан Усть-Кутский острог Н. Ульянов Усть-Кутский острог

Cлайд 10

1. Пути продвижения русских. Первые остроги По-разному относилось коренное население к пришлым людям Об упорном сопротивлении «брацких» людей свидетельствует история Братского острога Первый Братский острожек был поставлен Максимом Перфильевым в 1631 г. у Падунских порогов Но вскоре «брацкие» князьцы отказались платить ясак, разгромили отряд служилых людей, а в 1635 г. сожгли и острог

Cлайд 11

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В 1636 г. был поставлен второй Братский острог на правой стороне реки Оки, но место было неудобное В 1648 г. туда приехал «охочий человек до пашни» Распутка Потапов, он-то и стал выше Братского острога сеять ячмень, коноплю, развивать «пашенное дело», то есть заниматься земледелием К 1652 г. вокруг Братского острога находилось 126 крестьянских дворов в 1654 году в братском остроге уже была церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской

Cлайд 12

1. Пути продвижения русских. Первые остроги Башня Братского острога в Коломенском Братский острог Успенская церковь в музее «Ангарская деревня» в Тальцах

Cлайд 13

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В одной из башен сидел протопоп Аввакум Петров (1620-1682), сосланный в Даурию за то, что выступил против реформы церкви, проводимой патриархом Никоном Путешествие Аввакума по Сибири С. Милорадович За ним в ссылку последовали его жена и четверо детей, они поселились в другом селении. Свое «путешествие» он описал в книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения»

Cлайд 14

1. Пути продвижения русских. Первые остроги В 1643 г. казаки под начальством пятидесятника Курбата Иванова через верховье Лены достигли Байкала и побывали на острове Ольхон, где жили буряты Курбат Иванов составил первый чертеж верховья Лены и Байкала, он был назначен управляющим Верхоленского острога, заложенного в 1641 г. В 1648 г. на реке Уде был основан Покровский (Удинский) острог, вокруг которого стал расти посад По просьбе бурят, кочевавших в балаганских степях, боярский сын Д. Фирсов в июне 1654 г. заложил Балаганский острог В 60-е годы XVII в. возводятся Идинский, Илгинский, Чечуйский остроги

Cлайд 15

2. Иркутский острог В 1661 г. по просьбе тувинского князьца Яндаша, кочевавшего в бассейне реки Иркут, 6 июля казаки во главе с Яковом Похабовым заложили Иркутский острог Памятник Якову Похабову в Иркутске По местным преданиям, еще в 1652 г. в устье Иркута на Дьячем острове, который находится ниже автодорожного моста через Иркут, было построено укрепленное зимовье Но оно стало тесным, да и добираться до него каждый раз было сложно, вот и выбрали место для укрепленного острога на правой стороне Ангары

Cлайд 16

2. Иркутский острог О постройке Иркутского острога Я. Похабов доносил енисейскому воеводе: «В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня... а где ныне бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотинный выпуск и сенокосные покосы, и рыбные ловли все близко»

Cлайд 17

2. Иркутский острог Первое время острог назывался Яндашским, но это название не прижилось. Площадь острога была небольшая: длина 19 и ширина 17 метров Население острога росло быстро, и скоро он стал тесным, поэтому его не раз переделывали, расширяли В 1669-1670 годах отряд казаков во главе с Андреем Барнешлевым перестроил острог. Площадь нового острога была в 35 раз больше старого

Cлайд 18

Cлайд 19

2. Иркутский острог Он напоминал форму квадрата, длина каждой его стены составляла 108, а высота - 7 метров. Вдоль стен было сооружено 8 башен Самые высокие, до 20 метров, стояли на берегу Ангары. Центральная башня - Спасская - была проезжей, к ней поднимался «взвоз» от пристани, он был очень высоким. В 1672 г. в центре острога была возведена деревянная Спасская церковь Спасская башня. Б. Лебединский 1929 г.

Cлайд 20

Cлайд 21

2. Иркутский острог Первое описание Иркутского острога было сделано послом России Николаем Спафарием, который в 1675 г. по пути в Китай проезжал Иркутск Он отметил, что «острог строением зело хорош». По его словам, в остроге было около 40 жилых дворов, то есть проживало не менее 200 человек К середине XVII в. почти вся территория современной Иркутской области вошла в состав России

Cлайд 22

3. Илимское воеводство Центром экономической жизни всей Восточной Сибири и северо- востока более ста лет являлось Илимское воеводство, расположенное в центре Ангаро-Ленского края, в то время самого густонаселенного района По переписи 1723 г. в Илимском воеводстве числилась 7871 «душа» мужского пола (кроме служителей культа, военнопленных и туземцев) Жители занимались земледелием, скотоводством, охотой и другими промыслами Одним из первых земледельцев в долине Илима и Верхней Лены был Ерофей Павлович Хабаров (1610-1671) Под его руководством начали варить соль. В крае была построена мельница. Русская пашня постепенно появилась на всей территории Прибайкалья

Cлайд 23

3. Илимское воеводство К концу XVII в. здесь было уже 300 сел и деревень. Крестьяне распахали более 15 тыс. десятин земли В начале XVIII в. из Илимского воеводства вывозилось до 25 тыс. пудов товарного хлеба С 1652 по 1722 г. количество крестьянских хозяйств увеличилось с 136 до 924 В 1655 г. служилые люди Игнатка Бутаков и Шестачка Коршунов нашли в горе железную руду По приказу илимского воеводы они привезли несколько подвод ее в Илимск и стали выплавлять железо В настоящее время на этом месте построен Коршуновский горнообогатительный комбинат

Cлайд 24

3. Илимское воеводство С 1670 г. в Прибайкалье стали добывать слюду в районе современной Слюдянки Здесь добывалась лучшая слюда – мусковит, ее вставляли в окна вместо стекол Позднее были открыты залежи слюды в районе реки Мамы В 1669 г. начали соляный промысел братья Михалевы в 67 км от Иркутского острога на Малом острове Ангары (Ангарское Усолье), ныне Усолье-Сибирское С 1671 по 1681 г. Михалевы выварили 45 тонн соли. В 1681 г. усольский промысел купил Иван Ушаков Илимское воеводство оказало большую помощь Камчатской экспедиции Витуса Беринга На территории Илимского воеводства побывали не только Е. Хабаров и В. Беринг, но и все землепроходцы, которые шли а восток и север Сибири

Cлайд 25

4. Иркутское воеводство За стенами Иркутского острога сразу образовался небольшой посад До 1681 г. Иркутский острог был подчинен енисейскому воеводе, который назначал в Иркутск приказчиков В 1682 году в Иркутске было учинено самостоятельное воеводство. Из Москвы сюда был направлен воевода Иван Власьев В 1686 г. Иркутску были причислены Верхоленский, Идинский, Балаганский остроги, Бирюльская слобода, а позднее - остроги западного Забайкалья. С этого года Иркутск стал городом В 1690 г. ему был пожалован герб, вновь утвержденный снова в 1790 г.

Cлайд 26

4. Иркутское воеводство Герб представлял собой изображение серебряного щита, не фоне которого - бегущий по зеленому полю бабр с соболем в зубах Герб 1790 г. Бабром называли уссурийского тигра - это сильный, хищный зверь, живущий в жарких странах. Его окраска светло-желтоватого цвета с черно-бурыми поперечными полосами Бабр попал в Сибирь из Китая и водился в районе Саянских гор. Бабр символизировал мощь края, а соболь - его богатства

Cлайд 27

4. Иркутское воеводство В 1699 г. в Иркутске насчитывалось до 1000 жителей, среди них преобладали служилые люди Население посадов, занимавшееся ремеслом и торговлей, было обложено «посадским оброком». Сами остроги, где жило посадское население, хотя и строились как военные крепости, практически были административными и торговыми центрами Самым многочисленным слоем населения были «пашенные крестьяне», имевшие надел земли Пятая часть этого надела засевалась семенами из государственных житниц, туда же ссыпался весь урожай. Это была «государева пятина» С остальной части надела пашенные крестьяне несли государственные, воеводские и церковные налоги и сборы 5. Значение присоединения Прибайкалья к России Объединение племен и народностей Прибайкалья, как и всей Сибири, с Россией способствовало обогащению их культур От русских буряты переняли пашенное земледелие, различные ремесла, познакомились с новыми зерновыми культурами (рожь, овес, пшеница) В свою очередь русские заимствовали у бурят некоторые навыки ухода за скотом Под влиянием русских буряты стали строить деревянные избы вместо войлочных юрт Русские изучали многовековой охотничий опыт коренных народов. Местные племена и народности получали от русских металлические изделия, ткани, ружья, порох, соль.

Cлайд 30

5. Значение присоединения Прибайкалья к России 2. Быстрыми темпами началось заселение и освоение края Около одной трети прибывших сюда крестьян были ссыльными поселенцами Население росло за счет оседания тех, кто бежал от крепостной неволи или скрывался от наказания Их привлекали не только свободные земли, но и богатство сибирской природы. Воеводам предписывалось искать не только «угожие места» для пашни, но и разведывать залежи железа, меди, серебра, золота, слюды Особый интерес у пришлых людей вызывала пушнина. Погоня за пушниной в XVII в. приобрела характер «соболиной горячки». «Мягкая рухлядь», так называли пушнину, представляла большой интерес и для государственной казны