Меню Рубрики

География: древняя и современная наука. Презентация на тему "Наука «География»" Презентация география древняя и современная наука


Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Урок 1
Предмет География Класс 5
Тема урока
География: древняя и современная наука
Цели Деятелъностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: Познакомить обучающихся с информацией о зарождении географии как науки, системой географических наук, структурой учебника и особенностями компонентов УМК, техникой безопасности и правилами поведения на уроке.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
знать структуру географической науки; уметь давать определение понятия «география», устанавливать этапы становления географической науки Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Познавательные: уметь классифицировать объекты изучения (географические науки), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой и графической форме.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. принять правила поведения и техники безопасности на уроке; осознать значение географии в современном мире
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы, методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии Оборудование
. https://www.youtube.com/watch?v=bumdwpl9Xschttp://www.geoglobus.ru/info/review25/geography-07.php Учебник: с. 5–9; атлас; контурные карты; тетрадь-тренажёр с. 3, с. 4 (№ 1), с. 12 (№ 1); тетрадь-практикум с. 3; тетрадь-экзаменатор с. 3;
электронное приложение к учебнику ПК, проектор
Основные понятия География, картография, карта, географические науки, источники географической географии, физическая география, общественная география, Эратосфен, геология, гляциология, гидрология, медицинская и военная география, геоморфологияФорма проведения урока Комбинированный, вводный
Этап урока
(название, время, цели) Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.
Продолжительность:
2- минут
Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.
Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. «Что изучает наука география?» (Видео – ролик) 1,5 мин. Просматривают видео – ролик. Формулируют личностную значимость смысла изучения географии.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цели: Готовность
мышления и осознания
потребности к построению
нового способа действий
Продолжительность: 7минут Учитель знакомит учащихся с правилами по технике безопасности, правилами поведения и работы на уроке географии.
Работа с учебником, тетрадь – тренажер, ЭФУ, правила ТБ при работе в кабинете и ПК, экскурсиях и практических работах. Работают в группе,
составляют памятку, в которой отражены основные моменты по технике безопасности и правилам поведения на уроке.
формируется умение классифицировать и синтезировать тематический материал, выделять достоверные источники географической информации
Коммуникативные:
умение вступать вдиалог и участвовать в коллективном
обсуждении проблемы;
III. 3. Этап выявления места и причины затруднения (создание проблемной ситуации)

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Продолжительность: 5 минут Организует диалог. Подводит учащихся к постановке цели и темы урока. - Какие науки вы знаете?
- Какие задачи решает наука?
- Какими методами ведется исследование?
- Какие источники информации мы различаем?
- Что такое география?
- Что мы хотели бы узнать по данной теме?
- Зачем нам знания географической науки?
Сформулируйте, исходя из темы урока, цели урока.
-- Что необходимо нам для достижения наших целей? Где мы найдем информацию? Вступают в диалог. Формулируют тему и цели урока.
Объясняют источники информации. Намечают пути поиска необходимой информации. Познавательные:- постановка и
формулирование
проблемы
- поиск и выделение
необходимой
информации
Регулятивные:- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цели: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации.
Продолжительность:10 мин Организует деятельность учащихся.
Организует беседу об источниках географической информации
Давайте попробуем классифицировать «Источники географической информации», составить таблицу.
Составляют таблицу «Источники географической информации»
(по степени достоверности)
субъективные Достоверные (объективные)
Рисунки
Художественные
фильмы
Художественные
литературные произведения Карты
Научные отчёты
Документальные фильмы
Учебники
Научно-популярные литературные произведения
Фотографии
(по особенностям представления)
Источники информации
Динамические Статические Графические
Текстовые Иллюстративные Картографические
Познавательные:
V. Этап реализации построенного проекта
Цель: формирование учащимися новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов Организует поисковую исследовательскую деятельность учащихся. - Как и где зародилась географическая наука?
- Кто из ученых стоял у истоков географии?
Используя материалы учебника, ЭФУ, других источников проведите исследование этих вопросов.
.Объедините свои сведения с информацией других. Результаты работы оформите в таблицу.
Спектр географических наук изучается на основе анализа схемы классификации на с. 9 учебника. При работе со схемой школьникам можно предложить:
а) определить объекты изучения каждой из указанных географических наук;
б) сформулировать вывод о причинах группировки географических наук в указанные группы. Выполнение обоих заданий подразумевает формирование универсальных учебных действий, связанных с анализом текстовой и графической
информации. Работают индивидуально и в группе.
Заполняют таблицу по ходу работы с источниками информации.
Имя ученого Даты жизни и деятельности Роль ученого
./
VI. Физминутка Организует динамическую паузу
1. Если слово относится к географическому явлению – руки вверх, если слово относится к географическому объекту - повернись к соседу, если слово НЕ относится к географии – закрой глаза.
Ливень, река, город, яблоко, цунами, гора, птица, вулкан, школа, магазин, ветер, окно, море, песок, закат, корова, Арктика.Выполняют упражнения на внимание VII. Включение нового в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить умение решать
текстовые задачи; применение нового способа действия
Продолжительность: 7 мин. Перед началом работы учитель объясняет обучающимся особенности работы с видами тестовых заданий:
а) выбор одного варианта ответа из предложенного списка - необходимо на основе анализа текста задания и вариантов ответов выбрать один правильный;
б) выбор нескольких вариантов ответов из предложенного списка - необходимо
на основе анализа текста задания и вариантов ответов выбрать то количество, ко-
торое указано в условии задания, или все правильные;
в) расстановка по рангу - необходимо на основе анализа текста задания и вари-
антов ответов расставить их в заданном порядке;
г) установление соответствия между позициями нескольких списков - необходимо на основе анализа текста задания и вариантов ответов установить соответствие между позициями первого и второго списков (возможен вариант, когда в одном из списков позиций больше - в этом случае анализируется возможность
исключения одной из позиций или наличие нескольких соответствий для одной
из позиций списка). В заключение работы учитель организует групповое (парное)
взаимодействие между обучающимися по анализу выполнения задания Закреплением изученного материала является решение тестового задания № 1 и 2 на с. 4 тетради-тренажёра.
Выполняют задания в тетради – тренажере. В паре (группе) осуществляют анализ выполненного задания.
Познавательные УУД:
- анализ с целью
выделения главныхпризнаков;
- умение осознанно
строить речевое
высказывание в устной форме;
- выделение и поиск
необходимой
информации;
Коммуникативные
УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать
мысли;
-интегрирование вгруппы и продуктивноевзаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Оценить результаты
собственной деятельности; осознание метода построения
границ применения нового знания
3 мин Организует рефлексивно-оценочную деятельность
Оценивает деятельность учащихся, организует самооценку
-Достигли ли мы целей урока?
- Каким способам действий мы научились?
-Что понравилось(не понравилось) на уроке? Анализируют свою работу на уроке. Учатся объективно давать самооценку своей работы на уроке. Регулятивные:
- оценка того, что
усвоено, осознание
качества и уровня
усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать
знания;
Коммуникативные
УУД:
- аргументировать свои
высказывания
IX. Домашнее задание. Проводит инструктаж домашнего задания.
Оценивание работы учащихся на уроке. учебник с. 8–9; тетрадь-тренажёр с. 12 (№ 1). Записывают задание в дневник

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

Темы уроков

Класс

Устанавливать

Определять понятие «география»

Урок 2. География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные географические объекты

Урок 3. География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Урок 4. Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Показывать по картам территории древних государств Европы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

Развитие представлений человека о мире

Урок 5. География в эпоху Средневековья; Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Урок 6. Открытие Нового Света.

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света.

Прослеживать иописывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов



Выдающиеся географические открытия

Урок 7. Эпоха Великих географических открытий.

Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

Выдающиеся географические открытия

Урок 8. Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева,И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды

Урок 11. Масштаб

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.



Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

Урок 12. Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Способы изображения рельефа земной поверхности

Урок 15. Съёмка местности.

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

Составление простейшего плана местности

Урок 16. Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план небольшого участка местности

Отличия карты от плана. Чтение карты, определение местоположения объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт

Урок 30. Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа.

Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч)

Урок 1. Введение.

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника наблюдений за погодой

Урок 2. Гидросфера

Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота воды для природы Земли.

Описывать значение воды для жизни на планете.

Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана

Урок 3. Мировой океан.

Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.

Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.

Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды

Урок 6. Озёра и болота

Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость
уровня грунтовых вод от климата, особенностей горных пород. Минеральные воды

Урок 7. Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

Урок 11. Атмосфера

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - «кухня погоды

Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле. Построение графиков изменения температуры

Урок 14. Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой

Урок 17. Погода.

Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, миноптические карты. Получение информации для прогноза погоды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду

Климат и климатические пояса

Урок 18. Климат

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте.

Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды

Урок 21. Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах - реликтах. Распространение живыхорганизмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов

в биосфере

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

Урок 22. Жизнь в Океане и на суше

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

Биологический круговорот. Роль биосферы

Урок 23. Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека.

Анализировать схему биологического круговорота ивыявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

Урок 28. Почва

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства

Урок 30. Леса.

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие междуприродной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию(в Интернете и других источниках), подготавливать иобсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах

Урок 31. Степи и саванны. Засушливые области планеты

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие междуприродной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения обадаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

Темы уроков

«География. Планета Земля» (Начальный курс географии) 5-6 класс.

Класс

Урок 1. География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Развитие географических знаний о Земле

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГЕОГРАФИЯ: ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА Краснова Наталия Владимировна, ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» 2016

Люди с древних времен интересовались тем, что их окружает

Рисунки и надписи на камнях

Берестяная грамота

Кость, исписанная клинописью

География – одна из древнейших наук. В переводе с греческого: geo - Земля grapho – пишу (описание)

Это название родилось не случайно. Знакомясь с природой, населением и хозяйством неведомых земель, люди описывали то, что видели. Из этих разнообразных описаний путешественников и торговцев, мореплавателей и полководцев и родилась наука география.

Эратосфен (ок.276-194 гг. до н.э.), «отец географии». Собрал описания новых земель и народов в научный труд «География».

Произвел первые измерения размеров Земли, первым в мире подсчитал длину окружности земного шара. Применял градусные измерения (измерения в км длины дуги в 1 о).

Эпоха Великих географических открытий – расцвет науки. География – королева наук.

География помогала людям отвечать на вопросы «что это?» и «где это расположено?». Описать всю земную поверхность целиком невозможно - так она велика и сложна. Поэтому, отвечая на вопрос «что это?», география подразделила её на части - географические объекты: горы и равнины, моря и океаны, страны и города, предприятия и дороги.

Географические объекты очень разнообразны. Они могут быть маленькими и большими, созданными и природой, и человеком. Наряду с географическими объектами в природе и жизни людей велика роль географических явлений - тех событий, которые происходят в окружающем нас мире: гроз и наводнений, приливов и отливов, засух и ураганов.

По мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, по которым живет и развивается наша планета. География стала отвечать на вопрос «Почему?».

Современная география – это сложная разветвленная система.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

    Слайд 1

    Цель урока: сформировать потребность в знаниях у учащихся при решении проблемы определения понятия «география» и выделения этапов развития данной науки Разработала: Гриднева Галина Владимировна, учитель географии Аннотация: вводный урок в 5 классе с использованием проблемно-диалогической технологии и составлением логического опорного конспекта (ЛОК) 5klass.net

    Слайд 2

    2 И это всё о ней…

    Слайд 3

    3 И это всё о ней… Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

    Слайд 4

    4 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ

    Слайд 5

    5 Известно много наук, причём у каждой науки своё название. География – одна из них. Могла ли наука география получить другое название? ПРОБЛЕМА!

    Слайд 6

    6 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание

    Слайд 7

    Слайд 8

    8 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание 1. Первые мореплаватели путешественники, учёные, торговцыописывали

    Слайд 9

    Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота». Карта Эратосфена

    Слайд 10

    10 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»

    Слайд 11

    На какие вопросы пытались ответить путешественники, отправляясь в дальние края?

    Слайд 12

    12 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено?

    Слайд 13

    На какие вопросы отвечают современные географы?

    Слайд 14

    14 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит?

    Слайд 15

    Слайд 16

    16 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли физическая социально-экономическая картография

    Слайд 17

    Слайд 18

    18 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли физическая социально-экономическая картография Я знаю:

    Слайд 19

    19 Известно множество наук с разными названиями. География – одна из них. Могла ли наука география получить другое название? ПРОБЛЕМА!

    Слайд 20

    20 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли физическая социально-экономическая картография Я знаю:

    Слайд 21

    21 Название науки «география» образовано слиянием двух слов, означающих: А знаешь ли ты? «земля» и «пишу» «земля» и «рисую» «земля» и «наблюдаю» Подсказка

    Слайд 22

    22 Ты - молодец!

    Слайд 23

    Слайд 24

    24 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ Земля описываю = землеописание Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали  Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ к тесту - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли физическая социально-экономическая картография Я знаю:

    Слайд 25

    Физическая география изучает: А знаешь ли ты? природу Земли природу и население Земли природу, население и хозяйственную деятельность человека на Земле Подсказка

    Слайд 26

    26 Ты - молодец!

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    30 Ты - молодец!

    Слайд 31

    Слайд 32

    Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота». Карта Эратосфена к тесту

    Слайд 33

    Какая из перечисленных географических наук является общегеографической? А знаешь ли ты? Землеведение Экономическая география Картография Подсказка