Меню Рубрики

Краткая биография А.А. Блока: самое главное и основное о жизни и творчестве поэта. Краткая биография блока Биография блока краткое содержание

  • Хронологическая таблица
  • Другие варианты биографии
  • Интересные факты
  • Квест
  • Тест по биографии

Детство и образование

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.

Творчество

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё которую также был очень влюблен Андрей Белый , на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия». В котором уже состояли Валерий Брюсов , Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский .

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907-1913, цикл «Ямбы» 1907-1914). Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Одно из самых известных стихотворений Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” как памятник изображено на стене дома на одной из улиц Нидерландов в рамках всемирного проекта «Wall poems».
  • Имя Александра Блока дали астероиду 2540, обнаруженному в 1971 году.
  • Существует мнение, что некоторое время перед смертью поэт находился в бреду или даже сошел с ума. Он был одержим мыслью – все ли экземпляры поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако умер поэт в ясном сознании, что опровергает данные слухи.
  • посмотреть все

Тема:Александр Блок.

Тема: Александр Блок. Личность и творчество.

Цели: познакомить учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью А.Блока; раскрыть истоки культуры поэта, сложность пути к революции; глубокий лиризм стихотворений; на стихотворениях из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрыть своеобразие раннего поэтического мира поэта.

Оборудование: портрет, альбом с фотографиями, учебник «Русская литература 11класс», сборник стихов, «Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях»,презентация биографии.

Предшествующее задание: выучить стихи из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»; «Русь», «Россия», «Фабрика», «Сытые».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя.

(Учащиеся записывают тезисный конспект лекции в тетрадь).

Александр Александрович Блок жил и писал на рубеже веков. Он оказался последним великим поэтом дооктябрьской России. Но поэтическая Россия начала ХХ века – это тоже его время.

М.Горький вспоминал: «А.Блок был изумительно красив как поэт и как личность… Блок был невысокого роста, ладный, с шапкой тёмно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчёркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, кому посчастливилось слушать его».

«Родословную» души А.Блока можно вести и от непосредственных впечатлений, навеянных родной природой, - «звонами ледохода на торжественной реке» - Неве, на берегу которой он родился, и далями, расстилавшимися вокруг скромного дома в подмосковном Шахматове, где

по холмам и по ложбинам,

Меж полосами светлой ржи

Бегут, сбегаются к овинам

Тёмно-зелёные межи,

Стада белеют, серебрятся

Далёкой речки рукава

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля…

Блоковскому детству можно позавидовать. «Музыка старых семей» звучала вокруг ребёнка. Родственники А.Блока – «сплав гениев России»:

отец Александр Львович – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, «тонкий стилист»; дед Блока по матери Андрей Николаевич Бекетов – учёный-ботаник, ректор Петербургского университета; бабушка Елизавета Григорьевна – дочь известного исследователя Средней Азии Г.С.Карелина, знала несколько языков, Занималась литературой, научными и художественными переводами; мать Александра Андреевна и две её сестры занималась литературными переводами; жена Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь известного учёного-химика, актриса, любовь к которой он пронесёт через всю жизнь, не смотря ни на что.

«Благоуханная глушь» Шахматова – обычной летней «резиденции» семьи – казалось, была прочно отгорожена от всего печального и тревожного. И сама прелесть окрестной природы удваивалась оттого, что многие прогулки Блок совершал вместе с дедом, посвящавшим внука в тайны растительного мира.

Как в сказочном королевстве, ребёнок растёт в этой профессорско-дворянской семье в обстановке всеобщей любви, всеобщей заботы, всеобщим кумиром и баловнем, среди литературы и музыки.

Когда А.Блоку было 13 лет, мать повела его на утренний спектакль в Александрийский театр. Впервые увиденный спектакль, таинственная обстановка театра произвели на мальчика сильнейшее впечатление. Театр навсегда вошёл в жизнь Блока.

«Сочинять» стал чуть ли не с 5лет. А в 14лет вместе с двоюродными и троюродными братьями начал издавать рукописный журнал «Вестник»,

который выходил по 1 экземпляру в месяц в течение 3х лет. Блок был редактором и деятельным сотрудником: писал стихи, рассказы, иллюстрировал его своими рисунками. Он всегда к делу относился чрезвычайно серьёзно и аккуратно.

С 1898 – 1906г. заканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет на юридический факультет, затем переводится на историко-филологический. Серьёзно занимается литературой. Печатает многие стихи, статьи. Увлекается философскими трудами В.С.Соловьёва.

В начале творческого пути А.Блоку наиболее близким оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Юный Блок пытался постичь красоту окружающего мира, проявлял «приверженность к лирическому субъективизму», верил в возможность проникновения за предел земного.

В конце Х I Х – начале ХХ века в европейских странах и в России самым значительным течением был символизм.

Кто нам расскажет, что это за литературное течение?

(Учащиеся вспоминают определение символизма, которое они знают по первым урокам литературы ХХ века.).

Да, символисты имели двойственное представление о мире и о назначении в нём поэта. Поэтическое слово рассматривалось поэтами-символистами как условный знак, символ потустороннего, прекрасного, полного тайн, непознаваемого разумом мира. И задача поэта – связать этот мир, полный мистики, с реальным, «страшным» миром. А.Блок был знаком с поэзией В.Соловьёва, В.Брюсова. Дружба и взаимопонимание связывали его с Д.Мережковским, З.Гиппиус, А.Белым. Но сумбурная мистика всегда тяготила А.Блока.

Исследователи творчества А.Блока справедливо отмечают, что в отличие от собратьев по перу, символистов-мистиков, у А.Блока во всех стихах на символику «накладывается реальный мир». Получается, что действительность в переживаниях лирического героя выступает не как «отблеск инобытия», а как жизненный процесс. Наиболее отчётливо «двуплановость» в идейно-образной системе сказалась в «Соловьином саде», а в стихах «Фабрика», «Незнакомка», «На железной дороге», «Россия» поэт «выходит в мир». «Двуликость» образа лирического героя А.Блока объяснил поэт-символист и теоретик поэзии Валерий Брюсов. Он писал: «Таинственность иных стихотворений А.Блока происходит не оттого, что они говорили о непостижимом, о тайном, но лишь оттого, что поэт многое в них не договаривал. Это была не мистичность, а недосказанность. А.Блоку нравилось вынимать из цепи несколько звеньев и давать изумлённым читателям отдельные разрозненные части целого».

Несомненно, что он продолжил лучшие реалистические традиции поэзии Х I Х – начала ХХ века.

Одной из отличительных черт Блока была искренняя и глубокая любовь ко всему русскому и недружелюбное, иногда даже неприязненное чувство к «загранице». Россия представляется ему сказочной и таинственной…

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Русь»).

или нищей, забитой, обманутой и в то же время невыразимо прекрасной и полной обещаний…

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Россия»).

Первая книга поэта – «Стихи о Прекрасной Даме», - появившаяся накануне революции 1905года, казалась многим современникам совершенно чуждой окружающей жизни и вдохновлённой любовью, принявшей характер религиозного служения.

(Учащийся читает ст. «Кто-то шепчет и смеётся…»).

Но после 1905года в творчестве А.Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальным воззрением писателя. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество А.Блока.

(Учащийся читает ст. «Фабрика»).

Появляется настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Поэт отражает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринял, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.

(Учащийся читает ст. «Сытые»).

Революция 1905года лишь вплотную подвела А.Блока к большим темам Родины, России, помогла определить чёткую критическую позицию по отношению к самодержавию. Затем, в пору реакции, А.Блок, осознавший своё гражданственное призвание, оказался на трудном перепутье. Сохраняя верность своим свободолюбивым устремлениям, он видел трагическую безвыходность для трудового народа. С большой тревогой поэт говорит о порабощении духа, о торжестве пошлости. Выходят циклы стихотворений «Распутья», «город», «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы».

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт, охваченный тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится в высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

В 1911 – 1912гг. А.Блок перебрал свои сборники стихов в трёхтомное «Собрание стихотворений». Все стихи, все произведения зрелого блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым предчувствием «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» будущего.

Характерно, что в разгар империалистической войны А.Блок занял позицию, в корне отличную от позиции многих своих друзей, охваченных шовинистическим угаром. В 1915г. он создаёт сборник «Стихи о России», куда вошёл цикл «На поле Куликовом», где предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Единство времени, пространства, переживаний передаётся иногда символами:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

В 1916г. А.Блок выехал в действующую армию в качестве табельщика инженерно-строительной дружины Союза земств и городов, расположившихся в Белоруссии. Здесь застала А.Блока Февральская революция. Крах императорской власти А.Блок воспринял как пробуждение к жизни, как начало новой эпохи.

Для того, чтобы понять глубину отношения А.Блока к Октябрьской революции, необходимо вспомнить о своеобразном «музыкальном» восприятии Блоком мира, что он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя.

А.Блок страстно призывал интеллигенцию: «Всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Блок шёл в революцию безоговорочно, сурово и честно. Он всей душой устремился навстречу её музыке, её безжалостному вихрю и презирал всех, кто эмигрировал.

Когда в первые же дни правления новой власти ВЦИК призвал петроградских деятелей культуры в Смольный, на этот призыв откликнулись всего несколько человек. Среди них был А.Блок.

К.И.Чуковский вспоминает: «Много нужно было героического правдолюбия ему, аристократу, эстету, чтобы в том кругу, где он жил, заявить себя приверженцем нового строя. Он знал, что это значит для него – отречься от старых друзей, остаться одиноким, быть оплёванным теми, кого он любил, отдать себя на растерзание своре бешенных газетных борзых, которые ещё вчера так угодливо виляли хвостами, но я никогда не забуду, какой счастливый и верующий он стоял под этим ураганом проклятий. Сбылось долгожданное, то, о чём пророчествовали ему кровавые зори. В те дни мы встречались с ним особенно часто. Он буквально помолодел и расцвёл. Оказалось, что он, которого многие тогдашние люди издавна привыкли считать декадентом, упадочником, словно создан для борьбы за социальную правду».

Больше всего А.Блок ценил в людях беспокойство духа и сам жил беспокойно, совестливо, мучительно и вдохновенно.

9 января 1918г. выходит его статья «Интеллигенция и революция».

А.Блок воспринимал революцию как огромное вселенское потрясение. Тема революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и вдохновенную его поэму «Двенадцать», где слились гармонично его внутренняя «тема душевных переживаний» - тревожность, стихийность, рок, любовь – и внешняя тема, всем понятная и всех волнующая, - крушение старого мира. В этом сила «Двенадцати», в этом её своеобразие.

Но А.Блок не был аскетом, хмурым политиком, он был живым, увлекающимся, романтиком…Он мог увлечься, влюбиться…,но влюбиться больше в образ, в мечту, т.к. сердце его навеки принадлежало жене, его любимой Любушке, его Прекрасной Даме…

В конце 1906года в театре В.Ф.Комиссаржевской, где ставили его «Балаганчик», Блок познакомился с актрисой Натальей Николаевной Волоховой. А.Блок увлёкся ею,… «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюблёнными в огни и мглу моего снежного города», и другие стихи, обращенные к актрисе:

И под знойным снежным стоном

Расцвели черты твои,

Только тройка мчит со звоном

В снежно-белом забытьи.

Ты взмахнула бубенцами,

Увлекла меня в поля…

Душишь чёрными шелками,

Распахнула соболя…

И о той ли вольной воле

Ветер плачет вдоль реки,

И звенят, и гаснут в поле

Бубенцы да огоньки?...

но она не была в него влюблена, хотя принимала его ухаживания. Да и сам А.Блок, не столько свой внутренний мир соотносил с реальностью, сколько требовал от реальности и искал в ней соответствия своему внутреннему миру. Н.Волохова стала героиней цикла «Снежная маска», «Фаина».Но разлука была неминуема, потому что он создал, выдумал её, как свою Незнакомку, а это не соответствовало действительности. Вот, что пишет М.А.Бекетова: «…поэт не прикрасил свою «снежную деву». Кто видел её тогда, в пору его увлечения, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, чёрные волосы и глаза, именно «крылатые» чёрные, широко открытые «маки злых очей». И ещё поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что её глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «раскольничья богородица». Но странно: всё это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он шёл, и она сразу потухла. Таинственный блеск угас – получилось так себе – хорошенькая брюнетка».

Сезон 1913-1914года ознаменовался новой встречей и увлечением, которое затем перерастёт в дружбу. В Музыкальной Драме Блок увидел в роли Кармен известную артистку Любовь Александровну Дельмас. «Образ её, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. –пишет М.А.Бекетова. – Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии её высокого, гибкого стана, пышно золотое руно её рыжих волос, обаятельно неправильное переменчивое лицо, неотразимо – влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжёлого. Напротив – весь он солнечный, лёгкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью…. Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока, не только цикла «Кармен», но и цикла «Арфы и скрипки», длилось несколько лет. Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней».

В Петрограде 20х годов жители испытывали много бытовых трудностей (нет электричества, дров, голод, холод…), но поэт много работает, хотя болезнь начинает прогрессировать, и А.Блок жалуется на крайнюю усталость. «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди»,- напишет он в своём дневнике 18.06.1921г. Родные и близкие уговаривают его о поездке за границу на лечение, но А.Блок категорически отказывается. Он не видел разницы между эмигрантством, которое ненавидел, и поездкой для лечения.

III. Раннее творчество А.Блока.

Сегодня мы обратимся к ранним стихам А.Блока, к его «Стихам о Прекрасной Даме».

В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А.Блок раскрыл тайну своей жизни, тайну любви, которую пронёс через десятилетия, несмотря ни на что. «Стихи о Прекрасной Даме» - книга символистская, в которой любовь и земная жизнь мира воссоздаются в обобщённо-преображённом виде, повествуют об извечных драматических отношениях возлюбленных, в который надежды сменяются отчаянием, обожествление граничит с самоуничижением, а всё вместе звучит гимном человеку, природе, жизни.

Я вышел в ночь – узнать, понять

Далёкий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

Поверить в мнимый конский топот.

Дорога под луной бела,

Казалось, полнилась шагами…

Конечно, это стихи мистически настроенного символиста, но ведь в ту пору, на рубеже веков, как остроумно определил Борис Пастернак «символистом была сама действительность, которая вся была в переходах и брожении; вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знамением, нежели удовлетворяла».

Лирический сюжет большинства стихов раннего Блока – ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы.

Рузиль прочтёт нам стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…», где слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление ЕЁ.

Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздаёт в отвлечённых или предельно обобщенных символистских образах.

Давайте послушаем стихи о Прекрасной Даме.

(Учащиеся читают наизусть стихи: «Сумерки, сумерки вешние…», «Целый день передо мною…», «Она стройна и высока…», «Я долго ждал, ты вышла поздно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Предчувствую тебя, года проходят мимо…», «Ветер принёс из далёка…», «Я стремлюсь к роскошной воле…»…

Сегодня мы узнали, что в поэзии Блока на символику «накладывается реальный мир», что символ у него становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться его скрытого смысла. Мир и всё в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности. Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн. И лирика Блока показала это очень ярко.

I V . Самостоятельная работа.

Проанализируйте любое стихотворение А.Блока.

Дома: 1) закончить анализ стихотворения;

Е. А. Дудукалова,
учитель русского языка и литературы
МОАУ " СОШ №22" г Новотроицк
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: Литература
КЛАСС:11
УМК: "Русская литература ХХ века.11 класс" (ч.1,2) для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. "Просвещение", 2005г.).
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: базовый
ТЕМА УРОКА: Александр Блок: судьба и творчество.
Темы и образы ранней лирики. "СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ".
ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к личности поэта; расширения круга чтения
одиннадцатиклассников; развитие умственной частично­поисковой
познавательной деятельности
ЗАДАЧИ УРОКА:
­ обучающая: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Блока;
отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в
символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника "Стихи о Прекрасной
Даме".
­ воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к поэтическому слову
­ развивающая: способствовать формированию последовательного, логического
мышления, устной и письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер,
портреты А. Блока
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.
ФОРМЫ РАБОТЫ: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из
ВИДЫ РАБОТЫ: индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания);
кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.
коллективная.
ХОД УРОКА(СЛАЙД 1)
Как памятник началу века,
Здесь этот человек стоит…
А. Ахматова
I. Оргмомент
Приветствие.
II. Создание эмоционального настроя
Прослушивание аудиозаписи.
"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека".
III. Слово учителя:
Рубеж веков. Начало 20 века…
­ Вспомните, что в это время переживает Россия? Что вы узнали об этом из
предыдущих уроков?
Слушаем ответы учащихся
Вот как об этом времени и о поколении тех лет скажет А. Блок…
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.

Мы ­ дети страшных лет России ­
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы­
Кровавый отсвет в лицах есть.
…Александр Александрович Блок, пожалуй, самый яркий и неповторимый поэт
"серебряного века", ставший легендой еще при жизни. Поэт, который своим творчеством
завершил поэтические искания 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив в своём
творчестве русскую классику и новое искусство. О нём много писали и его почитали люди
разных политических партий, убеждений, представители разных литературных течений.
Например, известно высказывание М. Горького о Блоке: "Блоку верьте. Это настоящий,
волею Божьей - поэт и человек бесстрашной искренности...". Анна Ахматова назвала его
"трагическим тенором эпохи".
­ А что вы знаете об этом поэте? Какие стихи читали? Как понимаете слова
А. Ахматовой, взятые эпиграфом к уроку? (слушаем ответы учеников). (СЛАЙД 2)
И в наше время наследие А. Блока не теряет своего значения. Вот что пишет доктор
филологических наук профессор Л.Ф. Алексеева: "Опять, как и в 1910­1920­е годы,
выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических
десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нём не только предельная
искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной
личности, свидетеля эпохи, воспринимающего её всеми силами души, но и глубокое
предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности
голоса грядущего".
В чём же притягательность поэзии А. Блока, в чём своеобразие? Сегодня нам
предстоит ответить на эти вопросы.
Итак, запишите тему урока в тетради: "Александр Александрович Блок. Жизнь и
творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. "Стихи о прекрасной Даме".
Прошу вас делать необходимые записи по ходу урока.
Обратимся к истокам творчества поэта. Познакомимся с очерком жизни поэта.
Сообщение ученика (СЛАЙД 3­8)
16 ноября (28 ноября) 1880 г. Александр Блок родился и воспитывался в
высококультурной дворянско­интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл
свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из
Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком
литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной
того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была
вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А.Л. Блок возвращается в Варшаву, а А.А.
Бекетова­Блок остаётся в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича
Бекетова, известного учёного­ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт­
Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным
трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно­
популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась
переводами научных и художественных произведений. "Список её трудов громаден", ­
вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и её
дочери ­ мать Блока и его тётки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нём
становится "редактором­издателем"
непреодолимую тягу к поэзии.
домашнего рукописного журнала "Вестник", готовит переводы, пародии, рецензии,
В 1894 г.

стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и
троюродных братьев. В 1894­1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров
журнала. "Тогда уж меня пленила в нём (Блоке) любовь к технике литературного дела
и особенная аккуратность", ­ вспоминал Сергей Соловьёв, кузен Блока, будущий поэт­
младосимволист.
В юности Александр Блок мечтал стать актёром, занимался декламацией,
участвовал в любительских спектаклях.
1 августа 1898 г., будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и
познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия
Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира "Гамлет". Роль
Гамлета исполнял Блок, роль Офелии ­ Любовь Менделеева. Так начиналась история
любви. (СЛАЙД 9)
Выразительное чтение стихотворения "Мы встречались с тобой на закате"
Просмотр кадров из фильма " Стихи о Прекрасной даме" (1972) (приложение)
Слово учителя
История любви Блока и Менделеевой не была безмятежной. Были и недопонимания,
и разрывы отношений. Но Л.Д. Менделеева на всю жизнь останется его поэтической Музой.
В 1898 г. Блок стал студентом юридического факультета Петербургского
университете, но вскоре переводится на историко­филологический ф­т. В этом же году он
начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник "Стихи о Прекрасной даме".
(СЛАЙД 10­11) В 1903 г. в книге "Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства
"Скорпион" опубликован цикл из 10 стихотворений "Стихи о Прекрасной Даме".
Состоялся литературный дебют Блока. Это лирика любви и природы, полная неясных
предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение
идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона,
учившего, что кроме реального мира, есть ещё некий " сверхреальный", высший "мир идей".
Им овладели, по его же собственному признанию, острые мистические переживания,
волнение беспокойное и неопределённое. Он начал видеть в природе и в окружающей
действительности какие­то непонятные ему, но тревожащие душу "знаки".
Такие ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей,
попавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно – мистической
философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские
сочинения Владимира Соловьёва.(СЛАЙД15)
Вопросы учащимся:
­Что вы знаете о Владимире Соловьёве?
­Вспомните, что такое символизм?
­К какому литературному направлению примыкал А. Блок?
­Назовите основные признаки символизма.

Книга "Стихи о Прекрасной даме" вышла в октябре 1904 г. в издательстве "Гриф"
(93 стихотворения). .(СЛАЙД13)
1.Как вы думаете, почему поэт так назвал свой сборник стихотворений? Какие
ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: "Стихи о Прекрасной Даме"?
2. Какое слово можно было бы добавить?
3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?

Цикл "Стихи о Прекрасной Даме" был вдохновлен Любовью Дмитриевной
Менделеевой. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору
самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 г. Блок написал: "…когда я
носил в себе великое пламя любви". Эта книга – истинное начало, исток всего творчества
А.Блока. .(СЛАЙД14)
В марте 1908 г. поэт писал: "Стихи о Прекрасной Даме" – ранняя утренняя заря, те
сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество,
мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все
будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик,
который посещал в видениях над полями и городами….".
Прекрасная Дама – "Царица чистоты", "Вечерняя Звезда" средоточие всего Вечного
и Небесного. .(СЛАЙД15­16)
Традиционная романтическая тема любви­служения получила в"Стихах о
Прекрасной Даме" то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в неё
идеями Вл. Соловьёва о слиянии с Вечно­Женственным в Божественном Всеединстве, о
преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о
Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во
внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, "лунную" символику и
атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник
света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.). Рассмотрим
подробнее стихи этого цикла.
Обратимся к одному из стихотворений "Вхожу я в тёмные храмы"(1901)
(чтение наизусть подготовленным учеником).
1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого
произведения?
2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее
состояние?
3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить
конкретные, земные черты облика героини?
4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения "Предчувствую тебя. Года проходят
мимо". (1902)
1. Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного
стихотворения?
2. Чем, по­вашему, объясняется страх героя?
1. Сделаем выводы: Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы? (ответы
учащихся)
Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной
Женственности. В стихотворении "Вхожу я в тёмные храмы" звучит мотив
оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом
Богоматери. Прекрасная Дама – это "сон" мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и
дрожит в ожидании встречи. Постепенно образ Дамы снижается, становится земным,
приобретает реальные черты. В стихотворении " Предчувствую тебя. Года проходят мимо"
мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием
появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её "привычные
черты" вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.(
СЛАЙД 14­16)
2. Как А. Блок изображает чувство любви?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему­то высшему. Вымышленный мир
противопоставлен событиям реальной действительности.
3.В чём своеобразие ранней лирики А. Блока? (.(СЛАЙД 17)
Основными чертами символистской лирики Блока становятся:
­Музыкальность;
­Возвышенность тематики;
­Многозначность;
­Мистическая настроенность;
­Недосказанность;
­Расплывчатость образов
Слово учителя
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции
1905­1907 гг., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого
времени проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы
народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини:
Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка­
раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность,
публикуется во всех символистских журналах.
В 1907 г. Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и
близость к традициям демократической литературы. Проблема "народа и интеллигенции",
ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его
статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его
стихи о России, в частности цикл "На поле Куликовом", соединяют образы родины и
любимой (чтение стихотворения "Река раскинулась...").
После февральской революции Блок всё более и более сомневался в
установившемся в стране буржуазно­республиканском режиме, поскольку он не принёс
пароду избавления от преступно развязанной войны, Блока всё более тревожит судьба
революции, и он начинает всё внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они
подкупают его своей ясностью: мир ­ народам, земля ­ крестьянам, власть ­ Советам.
Незадолго до Октября Блок признаётся в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с
большевиками, они требуют мира..."
Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в1918 г. Это было страшное время:
позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский
переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания,
первого российского парламента.
А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание
Вслед за "Двенадцатью" было написано стихотворение "Скифы".
Противопоставляя" цивилизованный" Запад и революционную Русь, поэт от имени
революционной "скифской" России призывает народы Европы положить конец "ужасам
войны" и вложить "старый меч в ножны". Стихотворение завершается призывом к единению
(СЛАЙД 20­22)
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.
Россия ­ Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!
Так завершилась "трилогия вочеловечения". Так завершился трудный путь поэта,
путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.(СЛАЙД 23­24)
В последние годы жизни1918 ­1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в
учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи "Интеллигенция и
революция" (1918 г.), "Крушение гуманизма" (1919 г.), стихотворения "Без божества, без
вдохновенья" (1921 г.), "О назначении поэта" (1921 г.). В последнем стихотворении"
Пушкинскому дому" проявилось разочарование поэта в происходящем.
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Весной 1921 г. Блок смертельно заболел. Выехать за границу для лечения ему не
разрешили. 7 августа он умер. Причина смерти осталась неизвестна. Незадолго до смерти
А. Блок написал: " Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Закончить урок
хочется строками стихотворения А. Ахматовой, посвящённом А. Блоку.
Он прав – опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
Д/з:
1. Биография поэта;
2. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159­162, рассказать, в чём
особенности раннего творчества Блока и стихов цикла "Стихи о Прекрасной Даме";
3. Прочитать статью (с. 162­166 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и
настроение проникает в творчество Блока в 1905­1908 гг.";
4. Выразительное чтение стихотворений: "Незнакомка", "В ресторане", "Фабрика".

русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик; классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма

Александр Блок

Краткая биография

Знаменитый русский поэт, появился на свет 28 ноября (16 ноября по ст. ст.) 1880 г. в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был юристом, профессором права, мать - дочерью ректора университета, переводчицей. Уже в раннем детстве стало понятно, что мальчик одарен. В пятилетнем возрасте он писал стихи, будучи подростком, вместе с братьями выпускал домашние журналы. Закончив Введенскую гимназию (1891-1898), Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, но спустя три года перевелся на историко-филологический факультет (славяно-русское отделение), который окончил в 1906 г.

На учебу в университете пришелся период становления Блока как художника, осознание им своего жизненного призвания. За 1901-1902 гг. он написал более восьми десятков стихотворений, вдохновленный любовью к будущей супруге, дочери знаменитого химика, Л. Менделеевой. Весна 1902 г. принесла знакомство с Д. Мережковским и З. Гиппиус, влияние которых на Блока, его творческую биографию оказалось поистине огромным. В 1903 г. в журнале «Новый путь», который они издавали, Блок впервые предстал перед публикой, причем не только как поэт, но и как критик. В том же году его стихотворения были напечатаны в «Литературно-художественном сборнике: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», а также увидел свет цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (альманах «Северные цветы»), который сделал Блока известным поэтом.

Важным фактором формирования мировоззрения поэта стала революция 1905 года, показавшая жизнь с другой, более реалистичной, стороны и наложила заметный отпечаток на творчество. В этот период публикуются «Нечаянная радость» (1906), «Вольные мысли» (1907), «Итальянские стихи» (1908), «Снежная маска» (1907), «На поле Куликовом» (1908). В 1909 г. начинается новая страница в жизни Блока. После трагических событий (смерть отца поэта, ребенка Л. Менделеевой) супружеская чета уезжает в Италию. Путешествие в страну с совершенно иным укладом, соприкосновение с классическим итальянским искусством создали в душе поэта совершенно новый настрой. Делая в апреле 1910 г. доклад о современном состоянии русского символизма, Александр Блок заявил о том, что подошел к концу значимый этап его жизненного и творческого пути.

Благодаря получению отцовского наследства Блок мог не думать о хлебе насущном и полностью посвятить себя реализации масштабных литературных замыслов. Так, в 1910 г. он начал писать эпическую поэму под названием «Возмездие», которой было суждено остаться незавершенной.

В июле 1916 г. поэта призвали в армию, он попал в инженерно-строительную дружину Всероссийского земского союза и служил в Белоруссии. Февральская и Октябрьская революции стали, как и у всех, точкой отсчета нового этапа биографии. Они были встречены поэтом не без противоречивых чувств, но его гражданская позиция заключалась в том, чтобы в трудные времена остаться вместе с родиной. В мае 1917 г. Блок трудился в качестве редактора в Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц. В январе 1918 г. им был опубликован цикл статей под названием «Россия и интеллигенция»; в том же году увидела свет его знаменитая поэма «Двенадцать». Многие собратья по перу, такие как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, М. Пришвин , И. Эренбург, Вяч. Иванов и др., подвергли резкой критике его отношение к большевикам.

В свою очередь, советская власть не преминула обратить себе на пользу лояльность известного поэта. Ему нужна была государственная служба как источник доходов, поскольку о том, чтобы прокормиться заработками на литературном поприще, не могло быть и речи, однако нередко назначение в разнообразные комитеты, комиссии производились без его на то согласия. В сентябре 1917 г. Блок - член Театрально-литературной комиссии; в период с 1918-1919 гг. местом службы были Наркомпрос, Союз поэтов, Союз деятелей художественной литературы, издательство «Всемирная литература»; в 1920-м поэта назначают на должность председателя Петроградского отделения Союза поэтов.

Если сначала Блок расценивал свое участие в работе культурно-просветительских учреждений как долг интеллигента перед народом, то постепенно к нему приходило прозрение: он понимал, что пропасть между воспетой им очищающей революционной стихией и зарождающейся тоталитарной бюрократической махиной становится все глубже, и это провоцировало депрессивный настрой. Усугубляли его огромная физическая и моральная нагрузка, неустроенность быта в революционном городе, семейные проблемы. Страдала не только психика поэта: у него развились астма, сердечно-сосудистые заболевания, зимой 1918 г. он заболел цингой. В феврале 1927 г. на вечере памяти Пушкина Блок произнес речь «О назначении поэта», говорил о губящей поэтов «нехватке воздуха», о тщетности попыток «новой черни» посягнуть на их свободу. Она стала его своеобразным завещанием как человека и литератора.

Весной 1921 г. Блок обратился к властям с просьбой о разрешении выехать в Финляндию для лечения, однако политбюро ЦК ВКП(б) отклонило ходатайство. За поэта просили Луначарский и Горький , и на очередном заседании все-таки решение на получение выездной визы было выдано, но оно уже не могло спасти положение. Будучи тяжело больным, жестоко страдая не только от недугов, но и от материальной нужды, 7 августа 1921 г. Александр Блок скончался в своей петроградской квартире. Похоронили его на Смоленском кладбище; позднее останки его были перезахоронены на Волковском кладбище (Литераторских мостках).

Биография из Википедии

Общие сведения

Отец Александра Блока - Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода, его брат Иван Львович был видным российским государственным деятелем.

Мать - Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Беке́това. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, 16-летний Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в 37-летнюю Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 году на похоронах в Петербурге встретился с Владимиром Соловьёвым.

В 1898 году окончил гимназию, летом начинается его увлечение Любовью Менделеевой; в августе поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В восемь лет юный Александр впервые встречает казанского поэта-лирика, странствующего крестьянина Гаврилу Габриева. После краткого разговора с Габриевым юный Александр окончательно утверждается в своем желании стать поэтом, о чём и сообщает на следующий день матери. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник», всего вышло 37 номеров журнала. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение Боблово, принадлежащее другу Бекетова, великому русскому химику Дмитрию Менделееву. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Андрей Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов , Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) - невылазная грязь, прежде всего - физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.

Летом 1913 года Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну - Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…

В 1912 году Блок писал драму «Роза и Крест» о поисках сокровенного знания провансальского трубадура Бертрана де Борна. Пьеса была завершена в январе 1913 года, понравилась К. С. Станиславскому и В. И. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

Революционные годы

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.) и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

Октябрьскую революцию Блок сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, бунт.

В январе 1920 года от воспаления лёгких умер отчим Блока генерал Франц Кублицкий-Пиоттух, которого поэт называл Францик. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Болезнь и смерть

Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 годов Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта - он писал в частном письме в январе 1919 года: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 года Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало Политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Ряд историков полагал, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и А. В. Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд было подписано 23 июля 1921 года. Но так как состояние Блока ухудшилось, 29 июля 1921 Горький просит разрешение на выезд и жене Блока как сопровождающему лицу. Уже 1 августа разрешение на выезд Л. Д. Блок подписано Молотовым, но Горький узнает об этом от Луначарского только 6 августа.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов, на 41-м году жизни. За несколько дней до смерти по Петрограду прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), Блок сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено протоиереем Алексеем Западаловым 10 августа (28 июля ст. ст. - день празднования Смоленской иконы Божией Матери) в церкви Воскресения Христова .

А Смоленская нынче именинница.
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
...
Принесли мы Смоленской заступнице
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.

В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, Петербурге, Томске, Риге, Риме, Париже и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока - главный редактор журнала «Наше наследие» - Владимир Енишерлов.

Предполагаемым сыном А. Блока был журналист А. Нолле (Кулешов).

Творчество

Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Позднее в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (следствие частых посещений кафешантанов и концертов этого жанра, в особенности, оперных представлений и концертов Любови Дельмас, с которой у Блока впоследствии был роман).

Особенностью поэтического стиля А. А. Блока является использование метафоры

Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры - не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни

в виде катахрезы, переходящей в символ. Новаторским вкладом Блока является использование дольника как единицы ритма стихотворной строки.

С Блока начинается … решительное освобождение русского стиха от принципа счета слогов по стопам, уничтожение канонизированного Тредиаковским и Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения неударных слогов в стихе. В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Блока.

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Как отмечал Ю. П. Анненков,

в 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство

- (Ю. П. Анненков, «Воспоминания о Блоке»).

Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы - в частности, И. А. Бунина:

Блок открыто присоединился к большевикам. Напечатал статью, которой восхищается Коган (П. С.). Песенка-то вообще нехитрая, а Блок человек глупый. Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно. Улица, толпа начала играть очень большую роль. Всё - и литература особенно - выходит на улицу, связывается с нею и подпадает под её влияние. «В Жмеринке идёт еврейский погром, как и был погром в Знаменке…» Это называется, по Блокам, «народ объят музыкой революции - слушайте, слушайте музыку революции!»

- (И. А. Бунин, «Окаянные дни»).

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры и возражения (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта Михаила Савоярова , «грубоватое» творчество которого Блок высоко ценил и концерты которого посещал десятки раз. Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. Видимо он испытал на себе влияние человека, с которым в последние предреволюционные годы состоял в приятельских отношениях: певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз:

«Двенадцать» - ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских.

В своей статье Шкловский (по гамбургскому счёту) говорил также о Савоярове, самом популярном в предреволюционные годы петроградском шансонье, довольно часто (хотя и не всегда) выступавшего в так называемом «рваном жанре». До неузнаваемости загримировавшись под бродягу-босяка, этот грубый куплетист появлялся на сцене в стилизованном наряде типичного уголовника. Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать» на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской», театральной, привычно «блоковской» манере… Судя по всему, Блок полагал, что читать «Двенадцать» нужно именно в той жёсткой блатной манере, как это делал Савояров, выступая в амплуа питерского уголовника (или босяка). Однако сам Блок в таком харáктерном образе читать не умел и не научился. Для такого результата ему пришлось бы самому стать, как он выразился, «эстрадным поэтом-куплетистом». Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

В поэме «Двенадцать» разговорная и вульгарная речь не только была введена в поэму, но и заместила собой голос самого автора. Языковой стиль поэмы «Двенадцать» был воспринят современниками не только как глубоко новый, но и как единственно возможный в тот момент.

По оценке А. Ремизова

Когда я прочитал «Двенадцать», меня поразила словесная материя - музыка уличных слов и выражений - подскреб слов неожиданных у Блока… В «Двенадцати» всего несколько книжных слов! Вот она какая музыка, подумал я. Какая выпала Блоку удача: по-другому передать улицу я не представляю возможным. Тут Блок оказался на высоте словесного выражения.

В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне.

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!».

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:

…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл.

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Библиография

Собрания сочинений

  • «Стихи о прекрасной даме». - М.: «Гриф», 1905 г. Обложка П. А. Метцгер.
  • «Нечаянная радость». Второй сборник стихов. - М.: «Скорпион», 1907
  • «Земля в снегу». Третий сборник стихов. - М.: «Золотое руно», 1907
  • «Снежная маска». - СПб: «Оры», 1907
  • «Лирические драмы». - СПб: «Шиповник», 1908. Обложка К. С. Сомова.
  • «Ночные часы». Четвёртый сборник стихов. - М.: «Мусагет», 1911
  • «Стихи о России». - изд. «Отечество», 1915. Обложка Г. И. Нарбута.
  • Собрание стихотворений. Кн. 1-3. - М.: «Мусагет», 1911-1912; 2-е изд., 1916
  • «Ямбы», Пг., 1919
  • «За гранью прошлых дней». - П.-Берлин: изд. Гржебина, 1920
  • «Седое утро». - П.: «Алконост», 1920
  • «Двенадцать». - София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1920
  • Собрание сочинений Александра Блока. - Петербург: «Алконост», 1922
  • Собрание сочинений. т. 1-9. - Берлин: «Эпоха», 1923
  • Собрание сочинений. Т. 1-12. - Л.: изд. писателей.
  • Собрание сочинений. Т. 1-8. - М.- Л.: ИХЛ, 1960-63. 200 000 экз. Дополнительным томом без номера к этому собранию вышли «Записные книжки» в 1965 г. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. - М.: Правда, 1971. - 375 000 экз.
  • Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. - Л.: Художественная литература, 1980-1983, 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. - М.: ТЕРРА, 2009
  • Полное (академическое) собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т. 1-5, 7-8. - М., «Наука», 1997 - наст. вр. (длящееся издание, том 6 не выходил, после 5-го тома были выпущены т. 7 и т. 8)
  • Избранные произведения. - К.: Веселка, 1985
  • Записные книжки. 1901-1920. - М.: ИХЛ, 1965.

Блок и революция

  • Блок А. А. Михаил Александрович Бакунин // Блок А. А. Собрание сочинений в 6 томах. Л.: 1982. - Т.4. (Написано в 1906 году, впервые напечатано: Перевал. 1907. № 4 (февраль)).
  • Последние дни Императорской власти: По неизданным документам составил Александр Блок. - Петроград: Алконост, 1921.

Переписка

  • Письма Александра Блока. - Л.: Колос, 1925.
  • Письма Александра Блока к родным: . Т. 1-2. - М.-Л.: Academia, 1927-1932.
  • Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. - М.-Л., 1936.
  • Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. - М., 1940.
  • Блок А. А. Письма к жене // Литературное наследство. - Т. 89. - М., 1978.
  • Бываю у Качаловых
  • Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. - 1970. - № 11. - С. 190-201.

Память

  • Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге располагается на Улице Декабристов (б. Офицерской), 57.
  • Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово
  • Памятник Блоку в Москве, на улице Спиридоновка
  • Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена. Блок стал третьим поэтом после

Блок был кумиром молодой русской интеллигенции во втором десятилетии XX века. Он – величайший поэт России эпохи символизма . Внутри этого художественного течения он представляет второе поколение. Его раннее творчество свидетельствует о влиянии романтической поэзии, например, Жуковского и Лермонтова , и чистой поэзии, например, Полонского и Фета .

Стихи о Прекрасной Даме несут на себе печать софиологии Владимира Соловьева и мистицизма петербургских символистов. В мистически возвышенных тонах говорит Блок о Прекрасной Даме как о Софии Премудрости Божией и Деве Марии. «Подруга желанная», «Царица чистоты», «Таинственная дева» – образы вечно женственного.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

Следующая книга стихов, Нечаянная радость (1906), названная по одноименной иконе Богоматери, высвечивает слой религиозного почитания женственности, но сохраняет по-прежнему амбивалентное отношение к демонизму эроса.

Стихотворение Незнакомка (1906, см. полный текст и анализ) из цикла Город , написанного в 1901-1908, когда Блок вслед за Брюсовым обращается к феномену человеческого существования в больших городах, дает сплав потусторонних и земных черт в образе городской дамы и уличной проститутки. Это уже путь к циклу Снежная маска , воздействие которого определяется динамическим развертыванием и скрещением смелых метафор.

Блок – поэт сиюминутных, реальных и привиденных впечатлений, которые порождают многоцветную образную ткань, истекая из музыкально-целостного восприятия мира.

Пьеса Балаганчик сводит все аллегории вечно женственного к комически-банальному, отражая и внутренние противоречия, и игру, разрушающую иллюзии. Эту маленькую драму и две другие – Король на площади (1906), Незнакомка (1906) – Блок объединил в трилогию.

Из поздней лирики Блока особенно выделяются стихотворения, обращенные к России, которые в начале Первой мировой войны были опубликованы в сборнике Стихи о России (1915). Из увлечения французской средневековой поэзией возникла романтически – символистская драма Роза и Крест (1913), еще одна попытка диспута с реализмом современного Блоку театра, причем построенного на постоянном пересечении исторического и воображаемого слоев. Во время войны Блок добивался постановки этой драмы в театре, но тщетно.

Поэма Двенадцать (см. её полный текст и анализ), состоящая из двенадцати ритмически и сюжетно самостоятельных частей, разворачивается под марш двенадцати красноармейцев по Петрограду. Здесь сведены воедино прощание со старым миром, хаос революции и заклинания будущего. В конце поэмы во главе этого революционного марша возникает Христос, под красным знаменем и увенчанный белыми розами.

На следующий день после окончания Двенадцати Блоком была написана поэма Скифы (см.