Меню Рубрики

Синтаксис слайд. Презентация "Синтаксис сложного предложения" презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Соотношение ПЕ и пропозиций

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
  • Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
  • Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное).
  • Пунктуация (от лат. рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:
  • 1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
  • 2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
  • 3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
  • В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление.
  • По своей функции знаки препинания делятся на две группы:
  • 1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире;
  • 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.
  • Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в по строении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.
  • 1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами
  • различают словосочетания:
  • 1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными
  • или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет);
  • 2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:
  • Сочинительные и подчинительные словосочетания называются свободными, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения;
  • 3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются несвободными, т. к. выступают в качестве единого члена предложения:
  • Лишь у тебя, поэт, крылатый слова
  • звук хватает на лету и закрепляет вдруг
  • и тёмный бред души, и трав неясный запах...
  • (А. Фет)
  • 2. В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания:
  • 1) именные: интересная книга (сущ.), весьма зани-
  • мательный (прил.), двое из мальчиков (числ.), первый из очередников (числ.), некто из присутствующих (мест.)
  • 2) глагольные: заниматься спортом, делающий зарядку, отвечая невпопад
  • 3) наречные: очень близко, незадолго до отъезда
  • Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.
Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении (таблица)
  • В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм слово-
  • употребления. Это делается с целью создания каламбура (игра слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов:
  • «Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы». (Из письма А. П. Чехова)
  • Трудные случаи управления
  • I. Серьёзного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей, например:
  • вера в о ч т о - уверенность в ч ё м; обращать внимание н а ч т о - уделять внимание ч е м у; отзыв о ч ё м - рецензия н а ч т о; полный ч е г о - наполненный ч ё м; различать ч т о и ч т о - отличать ч т о о т ч е г о; заплатить з а ч т о - оплатить ч т о и т. д.
  • Во избежание ошибок необходимо обращаться к словарю управлений.
  • Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов - совмещению компонентов двух различных, хотя и близких по смыслу сочетаний слов.
  • Например, неверно: превосходство перед соперником, опираться на фактах.
  • Исправить подобные ошибки можно двумя способами:
  • 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (превосходство над соперником, опираться на факты).
  • 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (преимущество перед соперником, основываться на фактах).
  • II. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами.
  • Во избежание ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом - местоимение, например:
  • Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. - Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его.
  • III. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимичные выражения, затрудняющие понимание смысла. Во избежание этого следует
  • перестроить предложения, например:
  • Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) -
  • Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа.
  • Тургенев продолжал чтение около часа.
  • Иногда встречается омонимия управления и согласования.
  • Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например:
  • Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?)
  • - Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отвечала тихо, но твёрдо.
  • V. Понимание смысла высказывания затрудняет скопление падежей. Яркие примеры подобных ошибок приведены в трудах известных лингвистов, например:
  • Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. М. Пешковский) В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов... (Н. И. Былинский)
  • Во избежание ошибок нужно сокращать цепь падежей, применяя
  • другие синтаксические конструкции.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Определе ние Обстоятель ство Как подчеркивают ся ппппп сссс - - - - - - - - - - ~~~~~ -.-.-.-.-.-.-.-.-. На какие вопросы отвечают кто? что? что делает? что сделает? каков? вопросы косвенных падежей какой? который? чей? как? когда? почему? где? куда? откуда? зачем? Какими частями речи выражаются Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др. глаголом, кратким прилага - тельным и др. Существи - тельным или местоимени ем в косвенных падежах и др. Прилага - тельным, причастием и др. наречием, дееприч, существи - тельным и др.

Cлайд 4

ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. Перед повторяющимися союзами и…..и да…..да ни…..ни или…..или либо…..либо то…..то и др. и О, и О, и О О, и О, и О О и О, О и О Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям … По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам. Перед противительными союзами а, но да (= но) О, однако О зато Ребенок был резов, но мил. Перед второй частью двойных союзов как О, так и О если не О, то О не только О, но и О не так О, как О настолько О, насколько О и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.

Cлайд 5

ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О, О – О. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. 3. О: О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

Cлайд 6

№189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следующие приборы: штангенциркуль, транспортир, астролябия, линейка, микрометр, рулетка.

Cлайд 7

СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Cлайд 8

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Выберите один ответ. 1. Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3. Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4. Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

Cлайд 9

Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию. а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. б) Розово и зыбко явь отражается в снах. в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин. 1. подлежащее; 2. сказуемое; 3. определение; 4. дополнение; 5. обстоятельство.

Cлайд 10

Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2) 1 – двоеточие, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – двоеточие, 2 – тире Ответы:

Cлайд 11

2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 2) На одном месте и камень мохом обрастает. 3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

Cлайд 12

3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 2) низкий 3) женский 4) недовольный

Cлайд 13

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. 3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас. 4) Гость недолго гостит да много видит.

Cлайд 14

5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз 2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы

Cлайд 15

Cлайд 16

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определения Причастным оборотом В постпозиции В препозиции обстоятельства Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом всегда Если входят в состав фразеологизма

Cлайд 17

№176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет нас любоваться чарующей красотой /покрытых инеем/деревьев, заснеженными и /сверкающими на солнце/ равнинами. /Рассматривая картины Юона/, мы вспоминаем сказочную русскую зиму с её пушистым снегом, /каждый год одевающим землю густым покровом/. Вспоминается и лёгкая морозная дымка, /окутывающая все предметы в ясные студёные дни/, и весёлые стайки задорных мальчишек,/ радующихся снежному раздолью/.

Cлайд 18

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4-8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. - (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил! (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни: - (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!.. (10)Или что-нибудь вроде этого.

Cлайд 19

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2-4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (2)«Вот придёт наша Леля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

Cлайд 20

А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? 1) В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор(2) спряталось(3) уставшее за день (4) солнце. 1)1,3 2)2,3 3)1,2 4)1,2,3,4. 2) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести(2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4)4. 3) Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина(2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и генеральным читателем. 1)2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)4.

Cлайд 21

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения. 2. Части распространенного обращения Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. 3. Междометие перед обращением Эй, любезный, подожди маленько. 4. Не выделяется частица о перед обращением О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!

Cлайд 22

. НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ПО ФОРМЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Cлайд 23

В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. Чудная,1 милая,2 восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,3 редкостные люди нас окружают,4 Елена!..

Cлайд 24

. В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

Cлайд 25

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. в) Брат мой, как я рад тебя видеть! г) Читатель, любишь ли ты книги?

Cлайд 26

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Помоги мне, солнце красное. б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. в) Итак, вы в Москве родные мои? г) Он был, о море, твой певец.

Cлайд 27

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д. 2. Различная степень уверенности конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др. 3. Источник сообщения по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др. 4. Последовательность, связь мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д. 5. Способ оформления мыслей одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др. 6. Привлечение внимания собеседника видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.

Cлайд 28

№199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. На целые сотни километров тянулись непроглядные и непроходимые лесные дебри, которые перемежались озёрами да болотами. На севере росли хвойные леса. В таких лесах было легко заблудиться, поэтому их так боялись наши предки. «Ходить в лесу- видеть смерть на носу»,-говорили они. Южнее шли лиственные леса. Их называли чёрными. Широкая густая листва дубов, клёнов, осин, лип и берёз противится солнечным лучам, и в таких лесах лежит чёрная тень. В лесной глуши привольно было всякому лесному зверю: белкам, зайцам, волкам, медведям. Лес снабжал славянина строительным материалом, из которого строили жилища, изготовляли посуду. Из лыка наши предки плели обувь, а шкурки пушных зверей согревали людей в лютые морозы. Лес кормил и лечил людей. Лес- защитник людей, надёжное убежище от врагов.

Cлайд 29

1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2)конечно,(3) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(4)а! Ниже на две головы,(5)а пошёл в наступление,(6) решился!.. 2) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки,(1) он тоже казался Кольке,(2) а может быть,(3) и всем остальным совсем молодым человеком. 3)Семён Петрович повернулся к Кате,(1)не замечая её угрюмого взгляда: -Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского… -Значит,(3) «Соловья»?-спросила Катя. 4) Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2)гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней старались приучить. 5) Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. -Хватит,(4)-говорю я дедушке,(5)-мы наелись,(6)пошли. 6) Правда,(1) раньше мать говорила,(2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так,(3)наверно,(4) говорят все матери о своих детях,(5)если даже они у них уроды. В5 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ.ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ ПРИ ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Cлайд 30

А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5

Тема урока:

  • Тема урока:
  • Понятие о
  • синтаксисе и
  • пунктуации .
  • Презентацию подготовила: Чалая М.В.,
  • учитель русского языка и литературы
  • МОАУ СОШ с. Светиловки
  • Белогорского района Амурской области
Цели урока:
  • на основе информации, полученной на уроке, понять, с чего начинается синтаксис и пунктуация, для чего нужно изучать эти разделы;
  • познакомиться с новыми терминами, научиться правильно произносить и писать их;
  • научиться пользоваться знаками препинания; составлять словосочетания и предложения;
  • развивать внимание, тренировать память, учиться размышлять.
Эпиграф:
  • Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
  • К. Г. Паустовский.
  • С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ,
  • РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ,
  • ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО,
  • ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ,
  • ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И,
  • СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
  • Составьте предложение из данных слов:
  • Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
  • сделай же её интересной и полезной.
  • но отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
  • Что вы сделали для того, чтобы правильно составить предложение?
  • Всё ли вы сделали для того, чтобы предложение было правильно оформлено? Чего в нём не хватает?
  • Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
Что такое синтаксис?
  • Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Синтаксис -
  • греч. «составление», «построение» - наука о строении словосочетаний и предложений.
С И Н Т А К С И С
  • С И Н Т А К С И С
  • Связь слов
  • средства
  • Изменение формы слова
  • Служебные слова
  • Порядок слов
  • Интонация
С и н т а к с и с
  • С и н т а к с и с
  • и з у ч а е т
  • Предложений
  • Словосочетаний
  • строение
Потренируемся?
  • Упр. 132
Физкультминутка Казнить нельзя помиловать Пунктуация
  • Пунктуация
  • Знаки препинания
  • Точка
  • Двоеточие
  • Точка с запятой
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Кавычки
Что такое пунктуация?
  • Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.Пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Пунктуация -
  • лат., пунктум – точка, правило о постановке знаков препинания.
  • Пунктограмма -
  • знак препинания.
15 век Инсценирование стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»
  • ; « » .
  • , ! ?
  • - : …
У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: – Если нет над вами точки Запятая-знак пустой!
Загадки.
  • 1. Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели. (………)
  • 2. Ах, не трогайте меня Обожгу и без огня. (…….)
Домашнее задание.
  • Придумать и записать древнее послание (5=7 предложений, как писали в 15 веке, т.е. без знаков препинания и пробелов между словами).
РЕЛАКСАЦИЯ
  • 1.На уроке я работал(а) активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным Нарисуйте своё настроение: (смайликами: улыбка, равнодушие, грустно)
РЕФЛЕКСИЯ: