Меню Рубрики

Афоризмы и цитаты цицерона. Мир афоризмов! мудрые мысли, цитаты, притчи О женщинах и любви

Марк Туллий Цицерон, (106-43 гг. до н.э.), государственный деятель, оратор, писатель

Я (…) доблестью своей освещал своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.

Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над чужою бедой.

Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Не прочна судьба народа, когда она (…) зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.

Наш народ, защищая своих союзников, (…) покорил весь мир.

Где существует тиран, там не просто дурное государство, (…) а (…) вообще не существует никакого государства.

Не понимаю, почему понятие государства (…) применимо к владычеству толпы; (…) для меня на родом является только такой, который удерживает вместе согласие относительно прав.

Граждан (…) следует оценивать по их весу, а не по их числу.

Сам бог не может знать того, что произойдет случайно и произвольно. Ибо если знает, то это определенно произойдет, а если определенно произойдет, то не случайно.

Для нас знание будущих событий даже и не является полезным. (…) Или, ты считаешь, [ней Помпеи, трижды избираемый консулом, трижды получив триумф, покрытый славой своих великих подвигов, мог бы всему этому радоваться, если б знал, что он, потеряв свое войско, будет однажды зарезан на пустынном берегу Египта?

В каждом куске мрамора (…) заключаются (…) головы, достойные резца хоть самого Праксителя. (…) То, что изваялось, (…) [уже] находилось внутри.

Чего хотят бессмертные боги, во первых, посылая нам предзнаменования, которые мы без толкователей и понять не можем, и предвещая то, чего мы все равно не можем избежать? Так даже порядочные не поступают, не пророчат своим друзьям надвигающееся на них несчастье, которого те никоим образом не смогут избежать. (…) Всякое предсказывание зла только тогда - доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести. (…) Если считать, что знамения посылаются богами, то почему они были такими темными? Если боги действительно хотели открыть нам будущее, надо было возвестить его вполне ясным образом; если хотели скрыть, то не надо было об этом сообщать даже в туманной форме.

То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, - не . Следовательно, чуда вовсе не бывает.

[По поводу астрологии:] Неужели все погибшие в битве при Каннах родились под одной и той же звездой?

Когда богатейшему царю Азии Крезу был выдан оракул: «Крез, через Галис проникнув, великое царство разрушит», то этот царь посчитал, что ему суждено разрушить вражеское царство, а разрушил он свое.

Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем нибудь из философов!

Даже из видений безумцев или пьяных можно путем толкования извлечь много такого, что будет выглядеть как относящееся к будущему. Если человек целый день бросает в цель копье, он когда нибудь да попадет.

Мы обычно не верим лжецу, даже когда он говорит правду. Но (…) если какой то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.

Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.

Вы обычно говорите, бог все это [мироздание] устроил ради людей. Ради мудрецов? В таком случае он затратил столь много усилий для весьма малого числа людей. Или для глупцов? (…)
Чего же он этим достиг, если все глупцы, без сомнения, несчастнейшие люди больше всего оттого, что они глупы (…)?

Ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом (…) подобное истинному.

Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.

Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он [Эпикур] утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень то страшит одних страх перед смертью, а других - перед богами.

Не боги имеют человеческий облик, а люди - божественный. ( стоиков.)

Добродетель деятельна.

Провидение правит миром. (Мнение стоиков.)

[Об эпикурейском учении о сотворении мира из случайного движения атомов:] Почему бы (…) не поверить также, что если изготовить (…) в огромном количестве все двадцать одну букву [латинского алфавита], а затем бросить эти буквы на землю, то из них сразу получатся «Анналы» Энния, так что их можно будет тут же и прочитать.

При встречах я давно делал попытки говорить с тобой об этом, но меня пугал какой то почти деревенский стыд; на расстоянии я изложу это более смело: письмо ведь не краснеет.

Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.

Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.

Собственное понимание добродетели и пороков самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Природа не терпит одиночества.

Мировой организм есть неразрывное целое.

Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.

Мир держит все в своих объятиях.

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Обычай не мог бы побороть природу - ибо она всегда остается непобежденной.

Вся природа стремится к самосохранению.

Все элементы мироздания гармонично связаны между собой.

Земля вращается вокруг своей оси.

Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.

Сила природы очень велика.

Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность.

Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается.

При руководстве природы ошибаться никоим образом нельзя.

Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым.

Природа довольствуется малым.

Самой природой не дано нам познать пределы вещей.

То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего.

Необходимость - страшное оружие.

Необходимость не знает отдыха.

Не только целесообразно, но и необходимо.

Удивительно, как это жрецы предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

Что посеешь, то и пожнешь.

Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье.

Природа породила и создала нас для каких то больших (более значительных) дел.

Следует жить в соответствии с природой.

Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом?

Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам).

За вероломство и нравственную испорченность боги бессмертные обыкновенно сердятся и гневаются на людей.

Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.

Бренное тело дух вечный двигает.

Мы должны здраво обдумывать, что несет нам грядущий день.

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

Все ненавидят непомнящее благодеяние.

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

О времена! о нравы!

Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями: это ложно. Преступные желания верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь, чем достичь того, что преступно желать.

О обманчивая надежда человеческая!

Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

Если мучительна, она не продолжительна, а если продолжительна, то не мучительна.

Величайшее зло - страдание.

Кто страдает, тот помнит.

Первый закон истории - бояться какой бы то ни было , а затем - не бояться какой бы то ни было правды.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Не стыдно ль физику, то есть исследователю и испытателю природы, искать свидетельства истины в душах, порабощенных обычаем?

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.

Нет ничего слаще, чем свет правды.

Через сомнения приходим к истине.

Истина сама себя защищает.

Не понимаю, почему, не веря видениям безумных, должны мы верить видениям спящих, которые гораздо более смутны.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Разве порядочному человеку пристало лгать?

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.

Справедливость не может быть отделена от полезности.

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности.

Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми.

Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Дело стоит труда.

Труд притупляет горе.

Тела юношей закаляются трудом.

Нет ничего красивее хорошо возделанного поля.

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

Сделай, если можешь.

Ум человеческий всегда стремится к какой либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Это очевидно, что мы рождены для деятельности.

Я больше, чем сделал, сделать не могу.

Стремление к деятельности крепнет с годами.

Раз начатое не может быть остановлено.

Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Следует осмотрительно делать то, что делаешь.

Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.

Какую пользу или какую прибыль мы имеем в виду, когда желаем знать то, что сокрыто от нас?

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Обучать есть дело долга, развлекать же - дело уважения (к слушателям).

Найдется ли кто либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.

Не знать истории - значит всегда быть ребенком.

История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Свести философию с неба на землю.

Мать всех наук.

Философия является медициной души.

Геродот - истории.

Изучение и наблюдение природы породило науку.
Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками?

Мы должны знать изобретения наших предков.

Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.

Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем либо из философов.

Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных природой.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Обязанность мудреца - иметь попечение о своем достоянии, не поступая ни в чем против обычаев, законов, установлений.

Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть.

Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Более поздние мысли обычно бывают более разумными.

Никакая острота ума человеческого не бывает так велика, чтобы могла проникнуть в небо.

Нет пользу мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.

Мудрость - источник наук.

Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.

И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость - глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет.

Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность.

Каждому надо иметь свое суждение.

Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более - разумное суждение.

Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив.

Я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец.

Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной.

Сколь глубоки корни глупости!

Я не только досадую на свою глупость, но и стыжусь ее.
Очевидность умаляется доказательствами.

Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью.

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.
Перестань, пожалуйста, говорить общими фразами.

Письмо развивает искусство владения словом.

Множество мыслей порождает многословие.

Образное изложение делает предмет речи видным.

Дела влекут за собой слова.

Факты не согласуются с речами.

Бумага не краснеет.

Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.

Оживить речь юмором.

Нужно быть умеренным и в шутках.

В шутку, а не всерьез.

Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости.

Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат за зубами.

Где дело само за себя говорит, к чему слова.

Лесть - помощница пороков.

Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам.

Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом.

Лишь только однажды кто нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия.

Религия - это культ богов.

Когда гремит оружие, законы молчат.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Мы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость.

Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья.

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Когда выступают с обвинением против кого либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу.

Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля.

Имеющий деньги не может быть наказан.

По справедливости можно сказать, что начальник есть говорящий закон, а закон - немой начальник.

Высшая законность - это высшее беззаконие.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Благо народа - вот высший закон.

Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому.

Даже у разбойников есть свои законы.

Законы изобретены для блага граждан.

Сила совести судьи велика.

Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего.

Решать юридически, а не оружием.

Величайшее поощрение преступления - безнаказанность.

Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность.

Преступно брать деньги за вынесенные приговоры; еще преступнее осудить того, с кого возьмешь деньги за оправдание.

Обвинение предполагает наличие преступления.

Для обвиняемого желательнее всего признание обвиняемого.

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.

Лучше умереть, чем быть рабами.

Рабство - тягчайшее из всех несчастий.

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.

Есть разница между легкомыслием демагогов и натурой подлинно демократической.

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.

Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно.

Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все таки не может никоим образом сделаться нравственным.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим.

Мягкость и кротость заслуживают одобрения, но с тем ограничением, чтобы применялась строгость.

Между добрыми людьми - все доброе.

Щедрость не знает границ.

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.

Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания.

Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

Добродетель состоит в защите людей.

Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга.

Грешить никому не полагается.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

Самое главное украшение - чистая совесть.
Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Быть свободным от вины - великое утешение.

Война требует быстроты.

Пусть оружие уступит место тоге, воинские лавры - гражданским заслугам.

Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне.

Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы.

Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.

Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы.

Нет ничего радостнее победы.

Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны.

Деньги - нерв войны.

Битва за алтари и очаги.

Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома.
Кто мужествен, тот и смел.

Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью.

Доблесть имеет много ступеней.

Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. А так как предающийся печали испытывает также страх, то отсюда следует, что храбрость с печалью несовместима.

В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся.

Какая тревога мучила бы нечестивых людей, если был бы уничтожен страх перед наказанием?

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Они научились говорить перед другими, но не сами с собой.

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Легче переносится удар от друга, чем от должника.

Иначе живешь с тираном, иначе с другом.

Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких.

Равные больше всего сходятся с равными.

Без истинной дружбы жизнь - ничто.

Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя.

Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света.

Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Истинный друг должен быть нашим вторым “я”; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.

Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений.

Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их.

Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.
Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.

Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен.

Непременное условие дружбы - не предъявлять и не исполнять требований против духу чести.

Отделить льстивого друга и распознать при известном старании так же можно, как все подкрашенное и поддельное от чистого и истинного.

Дружба возможна только между хорошими людьми.

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого - это второй он сам.

Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души.

Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят.

Враги всегда говорят правду, друзья - никогда.

Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой.

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

У кого уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, на спасение того надо отложить надежду.

Человек - твой злейший враг.

Затаенная вражда опаснее явной.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Выбирай, кого будешь любить.

Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.

Любовь - это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.

Для любящего нет ничего трудного.

Быть любимым и дорогим - приятно.

Брачный союз - первая ступень человеческого общества.

Любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Нам не пристало падать духом.

Людей ослепляет страсть.

Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично.

Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

Когда нечем в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Коварство предпочитает зло добру.

Сколько тысяч людей занимается разбоем, хотя за это положена смерть!

Алчность есть преступное желание чужого.

Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.

Никакое притворство не может продолжаться долго.

Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости.

Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.

Расточительность подражает щедрости.

Гнев - начало безумия.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Тело храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны.

Слава - вещь основательная.

Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели.

Слава, как тень, следует за добродетелью.

Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход.

Бережливость - важный источник благосостояния.

Пусть мудрецы решатся презирать богатство.

Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.

Заменять богатство проворством ног.

Плод богатства - обилие, признак - обилия довольство.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Тщательно заботься о своем здоровье.

Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки.

Добросовестный врач прежде, чем назначить больному лечение, должен узнать не только его болезнь, но и привычки его в здоровом состоянии, и свойства тела.

Иногда можно застонать и мужчине.

Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

Мне нравятся в молодом человеке какие либо хорошие черты старости, а в старике - какие либо хорошие качества молодости.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

Каждому возрасту присущи свои особенности.

Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.

Старость отвлекает от занятия делами.

Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие.

Старость от природы слишком болтлива.

Свои пороки и свою вину неразумные люди слагают на старость.

В чем смысл старческой скупости - не понимаю.

Никто не может избежать смерти.

Путь в подземное царство отовсюду одинаков.

Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

От зол удаляет смерть, а не от благ.

Смерть обща всякому возрасту.

Ничто не цветет вечно.

Что прошло, того уж нет.

Ни одно искусство не замыкается в самом себе.

Все искусства состоят в исследовании истины.

1. Привычка - вторая натура

2. Жить - значит мыслить

3. Лицо - зеркало души

4. Что посеешь, то и пожнешь

5. Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь

7. Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно

8. Поэтами рождаются, ораторами становятся

9. Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов

10. Суди не по отдельным словам, а по их общей связи

11. Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью

12. Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить

13. Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием

14. Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее

15. Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства

16. Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами

17. Нужно быть умеренным и в шутках

18. Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости

19. Где дело само за себя говорит, к чему слова

20. Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном

21. Каждый человек - отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)

22. Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию

23. Очевидно, что по природе каждый себе дорог

24. Каждому свое красиво

25. Природа не терпит одиночества

26. Природа породила и создала нас для каких-то больших (более значительных) дел

27. Мировой организм есть неразрывное целое

28. Вся природа стремится к самосохранению

29. Все элементы мироздания гармонично связаны между собой

30. Природа довольствуется малым

31. Самой природой не дано нам познать пределы вещей

32. Необходимость - страшное оружие

33. Необходимость не знает отдыха

34. Человек часто сам себе злейший враг

35. Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью

36. Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха

37. Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье

38. Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины

39. Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам)

40. Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее

41. Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями

42. Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего

43. Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь

44. Дружба делает время процветания прекраснее и облегчает горе тем, что дает возможность разделить его с другом

45. Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей

46. Ничто так не популярно, как доброта

47. Доброта порождается добротой

48. Существование добродетелей зависит всецело от нас самих

49. Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности

50. Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств

51. Я ни разу не слыхал, чтобы какой-нибудь старик позабыл, в каком месте он закопал клад

52. Нет места милее родного дома

53. Нет ничего радостнее победы

54. Нет ничего более упорядоченного, чем природа

55. Нет ничего более изобретательного, чем природа

56. Никто не может избежать смерти

57. Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья

58. Истина сама себя защищает

59. Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод

60. Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа

61. Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой

62. Нет ничего слаще, чем свет правды

63. Через сомнения приходим к истине

64. Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду

65. Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего

66. Наиболее полезно то, что наиболее справедливо

67. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом

68. Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью

69. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам

70. Справедливость не может быть отделена от полезности

71. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков

72. Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности

73. Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми

74. Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю

75. Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга

76. Память слабеет, если ее не упражняешь

77. Труд притупляет горе

78. Тела юношей закаляются трудом

79. Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя

80. Стремление к деятельности крепнет с годами

81. Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным

82. Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать

83. Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием

84. Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная

85. Человеческий ум воспитывается учением и мышлением

86. Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье

87. Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией

88. Философия - мать всех наук

89. Философия является медициной души

90. Изучение и наблюдение природы породило науку

91. Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею

92. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных – природой

93. Чем кто умнее, тем он скромнее

94. Мудрость - источник наук

95. Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть

96. Более поздние мысли обычно бывают более разумными

97. Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость

98. Каждому надо иметь свое суждение

99. Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец

100. Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной

101. Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

102. Лесть - помощница пороков

103. Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам

104. Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом

105. Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами

106. Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души

107. Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия

108. Когда гремит оружие, законы молчат

109. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными

110. Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели

111. Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля

112. Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях

113. Благо народа - вот высший закон

114. Даже у разбойников есть свои законы

115. Сила совести судьи велика

116. Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего

117. Величайшее поощрение преступления – безнаказанность

118. Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность

119. Обвинение предполагает наличие преступления

120. Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее

121. Лучше умереть, чем быть рабами

122. Рабство - тягчайшее из всех несчастий

123. Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы

124. Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой

125. Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно

126. Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным

127. Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим

128. Между добрыми людьми - все доброе

129. Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания

130. Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки

131. Самое главное украшение - чистая совесть

132. Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды

133. Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость

134. Быть свободным от вины - великое утешение

135. Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

136. Мир должен быть добыт победой, а не соглашением

137. Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы

138. Нет ничего радостнее победы

139. Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны

140. Кто мужествен, тот и смел

141. Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью

142. В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся

143. С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково

144. Ничто так не сближает, как сходство характеров

145. Равные больше всего сходятся с равными

146. Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя

147. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света

148. Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста

149. Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания

150. Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений

151. Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен

152. Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их

153. Дружба возможна только между хорошими людьми

154. Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую-либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого - это второй он сам

155. Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят

156. Человек - твой злейший враг

157. Затаенная вражда опаснее явной

158. Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином

159. Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится

160. Людей ослепляет страсть

161. Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично

162. Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами

163. Влюбленный в себя соперников не имеет

164. Алчность есть преступное желание чужого

165. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать

166. Никакое притворство не может продолжаться долго

167. Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости

168. Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания

169. Расточительность подражает щедрости

170. Гнев - начало безумия

171. Жизнь коротка, но слава может быть вечной

172. Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны

173. Слава - вещь основательная

174. Слава, как тень, следует за добродетелью

175. Бережливость - важный источник благосостояния

176. Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись

177. Иногда можно застонать и мужчине.

178. Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

179. Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

180. Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

181. Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике - какие-либо хорошие качества молодости

182. Легкомыслие свойственно цветущему возрасту

183. Каждому возрасту присущи свои особенности

184. Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу

185. Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья

186. Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте

187. Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости

188. Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие

189. Старость от природы слишком болтлива

190. Свои пороки и свою вину неразумные люди слагают на старость

191. В чем смысл старческой скупости - не понимаю

192. Никто не может избежать смерти

193. Путь в подземное царство отовсюду одинаков

194. Жизнь мертвых продолжается в памяти живых

195. Смерть обща всякому возрасту

196. Ничто не цветет вечно

197. Что прошло, того уж нет

198. Ни одно искусство не замыкается в самом себе

199. Все искусства состоят в исследовании истины

200. Дружба делает время процветания прекраснее и облегчает горе тем, что дает возможность разделить его с другом

201. Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать

3 января 106 года до нашей эры на свет появился талантливый оратор, философ и государственный деятель Марк Туллий Цицерон. Он был автором множества писем и судебных речей. Мы решили вспомнить его лучшие изречения

« O tempora! O mores! »

Цицерон является автором сакраментальной фразы «О, времена! О, нравы» которую до сих пор используют, чтобы показать деградацию общества или упоминают, описывая жестокие убийства, громкие скандалы и многое другое. Цицерон, кстати, произнес эту фразу в первой речи против Катилины. Он был человеком знатного рода, в страшные времена репрессий Суллы он пополнил свое состояние за сет имущества его жертв. Катилина претендовал на должность консула, но безуспешно и тогда он начал подготовку заговора с целью произвести политический переворот и хоть так захватить власть. Сторонников у Катилины хватало – он обещал добиваться отмены долговых обязательств. И когда ситуация обострилась, Цицерон произнес свою знаменитую речь: "О времена, о нравы! Сенат все знает, консул все видит, а он все еще жив! Жив! Мало того, он является в сенат, желает быть участником в обсуждении государственных дел; он взором своим намечает и предназначает к смерти из нас то одного, то другого". В итоге Цицерону удалось добиться своего: Катилина бежал из Рима , вскоре его армия была разбита, а сам амбициозный заговорщик погиб. Именно после этих событий Цицерон получает титул «Отец Отечства» и становится одним из наиболее популярных и уважаемых людей в Риме

«Дамоклов меч»

Зачастую говоря о какой-то опасности, нависшей над человеком, мы употребляем выражение «дамоклов меч». Авторство этого выражения также признают за Цицероном, поскольку в своем сочинении «Тускуланские беседы» он пересказал древнегреческий миф о сиракузском тиране Дионисии Старшем. Оратор писал: «Дамокл завидовал Дионисию, хотя и льстил ему. Желая проучить льстеца, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю».

О государстве

Выражая собственные политические взгляды, Цицерон писал в своих трудах «О республике» и «О законах»: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Кстати, Цицерон планировал написать полную историю Рима, в которой бы выражал свои взгляды и политические убеждения, но так и не успел.

О женщинах и любви

Марка Туллия Цицерона сложно назвать «дамским угодником», несмотря на громкую славу на политической арене, он не отличался обилием любовных связей. В своих «Тускуланских беседах» он писал:

«Женоненавистничество возникает из страха». После войны Цицерон развелся со своей супругой Теренцией, с которой прожил множество лет. Причем, предлог он выбрал интересный – якобы она не заботилась о нем, не последовала за мужем в Брундизий и наделала долгов. Вторую женитьбу Цицерона тоже сложно назвать романтической: он вступил брак с юной девушкой, но вовсе не из-за ее красоты, а по причине богатства. Цицерон управлял ее имуществом на правах доверенного сонаследника, он совершенно погряз в долгах и друзья уговорили его жениться. С помощью состояния молодой супруги Цицерон наладил собственное финансовое положение. Вскоре во время родов погибает Туллия - любимая дочь великого оратора. Цицерон был убит горем и развелся со второй женой – как ему казалось, она была рада смерти его дочери. А вот что писал Цицерон о любви в «Тускуланских беседах»: "Если есть любовь на свете - а она есть! - то она недалека от безумия. Думают даже, будто старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью."

О мужестве

Цицерон жил в эпоху постоянных потрясений, ожесточенной политической борьбы в Риме, постоянных интриг и громких судебных процессов. Конечно, огромное внимание он уделил в своих сочинениях мужеству и храбрости. В «Тускуланских беседах» есть его определение мужества:

«Мужество не нуждается в помощи гнева: оно и само приучено, готово, вооружено ко всякому отпору. Иначе можно сказать, что и пьянство, а то и безумие тоже полезно мужеству, так как и пьяные и безумные тоже отличаются силою».

«Мужество бывает и без ярости, а гнев, напротив, есть черта легкомыслия. Ибо нет мужества без разума».

О Цезаре

Отношения Цицерона и Юлия Цезаря были сложными, они оба были поклонниками искусств, блестящими политиками, но разделяло их многое: во время гражданских войн оратор выступал на стороне Помпея , после его гибели добился прощения полководца. Но историки склоняются к тому, что в заговоре против Цезаря, в результате которого тот погиб, сраженный множеством ударов, Цицерон не участвовал. Но, возможно, он о нем знал – его ближайшие друзья были заговорщиками. Цицерон говорил о Цезаре:

«Когда я вижу, как тщательно уложены его волосы и как он (Юлий Цезарь) почесывает голову одним пальцем, мне всегда кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение римского государственного строя» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания»).

«Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал: «Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные» (Плутарх. «Изречения царей и полководцев»).

О государстве

Одной из главных тем для Цицерона было государствеонное устройство, политика и роль гражданина в политических процессах. Он писал:

«Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство». («О государстве»).

«Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства». («О государстве»).

О дружбе

На протяжении множества лет Цицерон дружил с римским всадником Титом Помпонием Аттиком, с которым познакомился еще в юности во время изучения права. До нашего времени дошли около 200 писем Цицерона к своему приятелю, они невероятно интересны: друзья обсуждали самые горячие римские сплетни, философию, обустройство дома. По «Письмам» видно, что Цицерон иногда давал своему другу различные поручения, и обращался к нему за советом – как в финансовых, так и в хозяйственных делах. Например, они обсуждали отделку помещений на вилле оратора. Кстати, друзья даже породнились – брат Цицерона Квинт женился на сестре Аттика. Вот что пишет оратор о дружбе:

«Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино – чем старше, тем слаще». «О дружбе»

«Дружба может соединять лишь достойных людей».

«Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой».

«Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья. Разве редко бывает, что человек и духом слаб, и надежд на успех в жизни у него немного, но не следует ведь отсюда, что друг должен относиться к нему так же, как он относится к себе сам; скорее напротив – дело друга напрячь все силы и добиться, чтобы он воспрял душой, пробудить в нем надежду, заставить его думать о себе лучше».

О смерти

Особенно любопытны рассуждения Цицерона о смерти. Философ был одним из активнейших игроков на политической арене Рима и в какой-то момент решил заручиться поддержкой будущего римского императора Октавинана Августа, чтобы возвыситься самому. Тот же Плутарх сообщает нам, что Цицерон просил за него народ, расположил к Цезарю (это также было одно из имен Октавианана) сенаторов, а после достижения своих целей тот просто «забыл» о том, кому был обязан. Захватив власть, Цезарь, Марк Антоний и Лепид составили список осужденных на смерть, включив в него больше двухсот человек. Плутарх пишет: "Самый ожесточенный раздор между ними вызвало имя Цицерона: Антоний непреклонно требовал его казни, отвергая в противном случае какие бы то ни было переговоры, Лепид поддерживал Антония, а Цезарь спорил с обоими. Но в итоге судьба Цицерона была решена, и его приговорили к смерти. Убийцы настигли его в небольшой усадьбе на берегу моря и зарезали на 64-м году жизни. Вот что говорил в свое время Цицерон о смерти:

«Славна гибель полководца. Философы же обычно умирают в своей постели. Однако важно, как умирают». «О пределах добра и зла».

«Со смертью людей не погибают (...) их мнения; им, может быть, только недостает того сияния, которое исходило от их авторов». «О природе богов».

«Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он (Эпикур) утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень-то страшит одних страх перед смертью, а других – перед богами». «О природе богов».

О богах

«Вы обычно говорите, бог все это (мироздание) устроил ради людей. Ради мудрецов? В таком случае он затратил столь много усилий для весьма малого числа людей. Или для глупцов? (...) Чего же он этим достиг, если все глупцы, без сомнения, несчастнейшие люди больше всего оттого, что они глупы (...)? «О природе богов».

«Боги пекутся о великом , но малым пренебрегают».

«Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому».

«Боги, если и рассматривают человеческие дела, то, судя по их приговорам, не видят между добродетелью и злодейством никакой разницы».

К 2050 – летию со дня смерти Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.),
римского политического деятеля, оратора, писателя

Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры. Эти явления хорошо известны в историческом плане, но нас по-прежнему занимает тайна античного миросозерцания, образы и формы которого проступают вновь и вновь на небосклоне мировой поэзии и культуры, полные света и красоты. Во все времена люди обращались к римской классике, к поэзии Овидия и Вергилия, а также к прозе Цицерона.
Марк Туллий Цицерон - знаменитый оратор, писатель, философ, ученый и политический деятель Древнего Рима. Его имя, как и имя греческого оратора Демосфена, стало нарицательным для любого блестящего оратора. Цицерон – одна из главных, значимых, ключевых фигур истории Древнего Рима. Для своего времени он примерно то же, что Пушкин для России, или Гете для Германии, то есть воплощение художественной культуры народа.



Существует несколько определений редкой книги: количество экземпляров, ценность содержательного или материального характера и возраст. Но, столкнувшись с таким изданием, не думаешь ни о чем подобном. Редкие книги завораживают с первого взгляда, потому что это осязаемое прикосновение к прошлому. Также не последнюю роль играет эстетическая сторона вопроса. Беря в руки редкое издание, попадаешь в мир фантазий, погружаешься в глубь веков и просто отдаешь дань ценности раритетного документа. Именно поэтому в этой статье сделана попытка рассказать и показать некоторые редкие издания, хранящиеся в фонде Севастопольской Морской библиотеки.
Труды Цицерона были давно знакомы русскому просвещенному читателю. Издания Цицерона на латыни, во французских и немецких переводах присутствовали на российском книжном рынке и пользовались постоянным читательским спросом. Книги Цицерона были в библиотеках поместных и служилых дворян, представителей духовенства, ученых, императорских библиотеках. Были они и в нашей библиотеке. Представление о фонде Севастопольской Морской Офицерской библиотеки можно получить по печатным каталогам, дошедшим до нас. Так в Каталоге французских книг находим несколько описаний:



К нашему большому сожалению, эти издания не сохранились. Печатный каталог свидетельствует, что книги Цицерона на французском языке в Севастопольской Морской Офицерской библиотеке были. А вот переводные издания не только были и числились по печатным каталогам, но и сохранились до наших дней. В нашей библиотеке хранятся два из десяти переведенных на русский язык во второй половине XVIII в. изданий Цицерона. Издания XVIII–XIX вв., сохранившиеся в нашем фонде, и печатные каталоги дают представление об интенсивности изданий, а, следовательно, и о постоянном читательском интересе к трудам этого автора. Хочется подчеркнуть, что речь идет о ведомственной библиотеке: Севастопольская Морская библиотека создана по инициативе офицеров Черноморского флота и управлялась выборным Комитетом Директоров.





Русская литература XVIII в. существовала и формировалась в значительной степени как литература переводная. Если в Петровскую эпоху переводились прежде всего книги, имевшие характер практических пособий, то ко второй половине XVIII в. практическая потребность в переводах стала осознаваться как потребность литературная. Произведения античных классиков являлись важнейшей составляющей всего объема переводной литературы. В литературе классической древности русских переводчиков и читателей привлекали просветительские идеалы, пути к исправлению нравов, формирование высоконравственной личности.
Представляем наши книги по годам издания. Самым ранним является сочинение Марка Туллия Цицерона в переводе Бориса Волкова, изданное в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук в 1761 году под названием "Три книги о должностях".

Автор этого перевода, учитель Академической гимназии Борис Волков, пишет в посвящении графу К. Г. Разумовскому, президенту Академии наук, ближайшему соратнику великой Екатерины: «…перевел я книжку Марка Туллия Цицерона о Должностях, которая, будучи во всех училищах изъясняема юношеству, приносит двоякую пользу; ибо оно научается не только чистому Латинскому Слогу, но и Нравоучению». Так что выбор Цицерона как образцового латинского автора с его блестящим слогом, безупречной логикой и высокой моралью не был случаен. Борис Волков – известный переводчик. Ему принадлежат переводы: "Вольфианская теоретическая физика" (СПб, 1760); "Политические и нравоучительные басни Пильпая" (СПб, 1762); С. Пуффендорфа "Введение в историю знатнейших европейских государств" (СПб, 1767 – 1777).
После посвящения и обращения к графу К. Г. Разумовскому следует предисловие «К читателю» на 20 страницах, где дана оценка этого философского труда. Каждая книга разбита на главы. Книга первая состоит из 45 глав, книга вторая – из 25 глав, книга третья – из 33 глав. В начале каждой главы приводится краткое ее содержание. В первой книге анализируется понятие честного, во второй – обсуждается вопрос о полезном, а в третьей – сравнивается честное и полезное. В результате этого конфликта всегда должно торжествовать честное, т. е. нравственно-прекрасное. Общего оглавления нет.
Главной заслугой Цицерона как мыслителя следует считать то, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к философии вообще, что он создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь, а также то, что он осуществил сознательный и целенаправленный синтез идей греческой философии. Этот философский трактат оказал большое влияние на мыслителей и писателей поздней античности, раннего христианства, эпохи Возрождения и на французских просветителей и часто цитируются ими. Это и выдающийся памятник мировой культуры и в то же время классический образец римской прозы.
Книга в цельнокожаном переплёте того времени с золотым тиснением по корешку.
В очень похожем переплете предстает перед нами и книга «Двенадцать отборных речей», напечатанная в типографии Сухопутного кадетского корпуса в 1767 году. Это следующее из имеющихся у нас изданий XVIII в. Она также сохранилась в цельнокожаном переплёте того времени с золотым тиснением по корешку.



Произведение было переведено на русский язык Кирьяком Андреевичем Кондратовичем, академическим переводчиком, одним из составителей первого русского словаря (Словарь Академии российской. Ч. 1–6. СПб.: при Имп. акад. наук, 1789–1794). В Академии наук он стремился заниматься «собиранием лексиконов латино-российского и российско-латинского языков». Судьба К. А. Кондратовича была связана с Уралом. В 1734 г. он был откомандирован указом Анны Иоанновны в Екатеринбург с В. Н. Татищевым. В Екатеринбурге, где К. А. Кондратович провел 9 лет, он занимался по указанию В. Н. Татищева переводами и преподавал латинский язык.
О своем пребывании в Екатеринбурге К. А. Кондратович пишет в обращении к «благородному господину, директору собственных медных заводов, его благородию Ивану Петровичу Осокину, моему искреннему приятелю, и дознанному благодетелю». Осокин Иван Петрович (1745–1808) - промышленник, владелец заводов, в том числе и на Урале. В этом обращении переводчик дает оценку и Цицерону, и своему труду: «Хвалить сего Автора я за излишнее признаю; ибо он живший в златом веке латины, всегда и везде первейшим изо всех, в числе классических Авторов положенный, всякую похвалу, и хвалящих и хваливших его превосходит. Что ж до моего перевода принадлежит, то я старался всемерно не слова, но силу Автора и мнение его изобразить; ибо и первейший в России латинщик, весь Цицероном напоенный, г. профессор Фишер, неоднократно утверждал, что он сомневается, дабы кто точно Цицероновы речи на Российский язык перевесть мог». Речи и труды по ораторскому искусству всегда привлекали читателей. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58.
Страница с заглавием первой из 12-ти речей, экслибрис Севастопольской Морской Офицерской библиотеки, служебные пометки библиотекаря на этой книге:



Содержание: Речь за Авла Лициния Архия Стихотворца; Речь за Марка Марцелла; Речь за Квинта Лигария к Каю Цезарю; Речь за царя Дейотара; Речь о узаконении Манилиевом к народу; Речь на Леллия Катилину первая, говоренная в сенате; Речь на Катилину вторая, к римлянам; Речь на Катилину третья, к римлянам; Речь на Катилину четвертая в сенате; Речь к римлянам по возвращении от изгнания; Речь по возвращении его, в сенате говорена по той же силе; Речь за Тита Анния Милона.
Переводы XIX века представлены книгой «Речь за Стихотворца Авла Лициния Архия », напечатанной в Харькове в Университетской типографии в 1818 году.



Речь переведена Ильей Гриневичем. Илья Федорович Гриневич – профессор латинской и греческой словесности в Ришельевском лицее (Одесса); позже читал в университете святого Владимира (Киев) римскую словесность. Его ученые труды и переводы: Цицерона "О естестве богов", "Первая речь против Катилины", "Речь за стихотворца Авла Лициния Архия", "Речь в оправдание Милона"; "Письма о философских предметах"; "Жизнь древних римлян от основания Рима до Константина Великого" и пр.
Свой труд переводчик посвятил князю Александру Николаевичу Голицыну. Князь Александр Николаевич Голицын (8 (19) декабря 1773 - 4 декабря 1844) - российский государственный деятель, в 1803 – 1816 гг. исполнявший должность обер-прокурора, а в 1816 – 1824 гг. занимавший пост министра народного просвещения. Член Российской академии (1806). В 1843 г. Голицын удалился в Крым, где и умер в своём имении Гаспра. В Голицынском дворце Л. Н. Толстой позднее напишет повесть «Хаджи-Мурат».
Экслибрис Севастопольской Морской Офицерской библиотеки, служебные пометки библиотекаря, экслибрис Севастопольской Морской библиотеки советского довоенного периода:



«Речь за Стихотворца Авла Лициния Архия » начинала книгу «Двенадцать отборных речей» (СПб, 1767), представленную выше. Произведение образцового латинского автора снабжено историческим введением и примечаниями. Поэт Архий Лициний Архий обвинялся в незаконном присвоении прав римского гражданства. Согласие прославленного оратора и консуляра взять на себя защиту поэта-грека объясняли по-разному: 1) расчетами Цицерона на то, что Архий опишет в стихах его консульство; 2) возможностью выступить с речью в духе эпидиктического красноречия; 3) особенностями политического положения Цицерона в 62 г., когда его надежды играть важную политическую роль также и после консульства не оправдались, и он начал отводить себе роль советчика при Помпее; подчеркивая в своей речи значение наук и поэзии и, тем самым, значение ученых и поэтов, оратор косвенно обращал внимание на свою возможную роль в политической жизни. Процесс окончился оправданием поэта Архия. Его поэтические произведения до нас не дошли.
Хочется рассказать и о книге «Об обязанностях к сыну Марку», выпущенную Южно-Русским Книгоиздательством в 1900 году. Интересно, что напечатана эта книга в Киеве в Типографии И. И. Чоколова в серии «Библиотека римских классиков в русском переводе».



Эта книга не числилась в печатных каталогах Севастопольской Морской Офицерской библиотеки. Если посмотреть на титульный лист, то увидим многочисленные штампы различных библиотек: "Библиотека ДВМФ" с якорем; "Главный Госпиталь. Библиотека"; "ВОЕННО-МОРСКОЙ ГОСПИТАЛЬ № 40. Библиотека"; штампы неустановленной организации, а также служебные пометки библиотекарей. Можно только предполагать, как и когда эта книга попала в Севастопольскую Морскую библиотеку.
На книге экслибрис нашей библиотеки советского послевоенного периода. Интересно сравнить чернильный штамп "Библиотека ДВМФ" с якорем с аналогичным штампом нашей библиотеки. Приводим эти изображения:



Сын Марк, которому Цицерон посвятил свой последний философский труд - трактат "Об обязанностях", родился в 65 г. Желая дать сыну философское образование и тем самым обеспечить ему политическую карьеру, отец сам следил за его воспитанием и занятиями, хотя молодой Марк не проявлял склонности к наукам. Произведение образцового латинского автора напечатано издательством с учебной целью, т. к. после каждой главы следует краткий словарик "Слова".
С учебной целью напечатана и книга «Цветки цицероновы», изданная в 1793 году. Это, несомненно, учебное пособие, но составлено очень своеобразно: это и хрестоматия, и словарь. К тому же это небольшой, изящный томик: всего 208 страниц! Составитель в Предисловии подчеркивает, что специально ограничил объем. Материал расположен в алфавитном порядке: отдельные слова, мысли и изречения, небольшие тексты первоисточников. Учебное пособие для изучения латинского языка. Выбранные самые употребляемые фразы и изречения, как из Цицерона, так и из других славнейших латинских писателей, большею частью переведены составителем и расположены в алфавите. В коротком предисловии (1 страница) изложены задачи и принципы издания.



Надо отметить, что мало о ком из людей античного мира мы имеем столько сведений, как о Цицероне, и мало от кого из античных авторов осталось столько произведений, по которым мы можем непосредственно судить об их таланте.
Обзор произведений М. Т. Цицерона, имеющихся в редком фонде, сделан, а теперь представляем еще несколько книг редкого фонда о его жизни и творчестве, о его современниках и том времени.
Литература о Цицероне огромна, разнообразна и во многих отношениях противоречива. При этом противоречивые суждения касаются не его характеристики как мастера ораторского искусства или оценки его литературного дарования, а характеристики и оценки его общественной деятельности и политических убеждений. Расхождения во мнениях о Цицероне как политике начались с древнейших времен, а именно, со времен, непосредственно последовавших за его смертью, т. е. с эпохи Августа.
Курс лекций члена Французской академии, филолога, критика, драматурга, знатока античности, профессора открывшегося в Париже (1786) Лицея Ж.Ф. Лагарпа был издан в Париже в 16 томах. Выдержал 18 полных изданий. Только первые пять томов были переведены на русский язык членами Российской академии Петром Карабановым, Дмитрием Соловьевым и Андреем Никольским и изданы Российской Академией Наук. Это своеобразная энциклопедия, путеводитель по античной литературе. В 5-й части, имеющейся в библиотеке, есть главы о Платоне, Плутархе, Цицероне и Сенеке.



Дмитрий Михайлович Соколов – член Российской Академии. Уже в бытность свою студентом университета, он состоял переводчиком при Российской Академии и участвовал в ее трудах по составлению Словопроизводного Словаря. В 1802 г. Дмитрием Михайловичем Соколовым, в сотрудничестве с Петром Ивановичем Соколовым и протоиереем Красовским, под наблюдением митрополита Гавриила, составлена русская грамматика. Дмитрию Михайловичу принадлежит также сборник стихотворных произведений «Книжка для препровождения времени с пользою, приятностию и удовольствием, или Способ прогонять скуку», напечатанный при Академии наук в 1794 г. В нем собраны лирические произведения, эпиграммы и эпитафии, среди которых в свете его научной деятельности любопытной кажется следующая:

«В могиле сей зарыт ученый человек,
Который весь провел за книгою свой век;
Он с нею никогда не расставался;
Он с нею завсегда и по миру таскался».

Хочется также напомнить, что труд Ж. Ф. Лагарпа «Ликей, или Круг словесности древней и новой» служил учебником в Царскосельском лицее. В начале XX века подготовлено и новое учебное пособие для гимназий и в помощь самообразованию: «Римские древности». Русские авторы выбрали для обработки книгу Bloch"а (Dr. Leo Bloch. Romische Altertumskunde. Dritte Auflage. Leipzig. 1906). О достоинствах этого издания и своему подходу к переводу и обработке авторы Г. Зоргенфрей и К. Тюлелиев пишут в предисловии. Разделы книги: История римского государственного устройства; Государственное управление; Военное дело; Суд; Финансы; Культ; Частная жизнь; Город Рим. Иллюстрации небольшого формата, но очень четкие. Интересен сам подбор иллюстраций. Очень подробное оглавление (69 параграфов). Есть указатель, а в указателе несколько ссылок на Цицерона.



Есть в Севастопольской Морской библиотеке великолепно написанная монография «Цицерон и его друзья», французского историка Г. Буассье. В выходных данных отмечено, что это перевод с 16-го французского издания. Это издание неоднократно выходило в России и в XIX веке, и в XX веке в разных издательствах и в разных переводах.
Автор с замечательной яркостью и художественностью рисует картины римской жизни. Научное изложение, многосторонний подход и простой, ясный и изящный язык. Все классы римских граждан от императора, аристократов, писателей, художников, до обыкновенных городских обывателей и рабов проходят перед глазами читателя как живые, со своими привычками, страстями и языком. Г.Буассье характеризует Цицерона как типичного представителя современной Цезарю молодежи, испорченной, разнузданной, честолюбивой, утратившей совесть и веру в какие бы то ни было идеалы. Он был богато одарен от природы, отважен и предприимчив, но отсутствие убеждений и последовательности в действиях привели его широкие замыслы к жалкому концу. Письма Цицерона и отрывки его речей свидетельствуют о высоких достоинствах его, как остроумного, живого, умного, изящного стилиста. Интересно, что Г. Буассье считал Цицерона родоначальником новой, специфически римской философии с ее ориентацией на практичность и рациональность, полагая, что народы Запада только через ее посредство смогли потом воспринять философию греческую. Разделы книги: Письма Цицерона; Цицерон в общественной и частной жизни; Аттик; Целлий; Цезарь и Цицерон; Брут; Октавий. Указателей и списка литературы нет. Есть пристраничные ссылки и примечания.



Описывая книги Цицерона, хранящиеся в Севастопольской Морской библиотеке, хотелось представить хоть и небольшой, но все же имеющий значение библиографический ресурс для тех, кто займется изучением творчества Цицерона, а также историей публикаций и переводов его сочинений. Также очень хотелось еще раз напомнить о широте читательских интересов морских офицеров Российского императорского флота на конкретных примерах формирования фонда Севастопольской Морской библиотеки в XIX – XX вв.

СПИСОК
изданий Марка Туллия Цицерона
и литературы о нем
редкого фонда Севастопольской Морской библиотеки

СЕЙФ
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Три книги о должностях с содержанием каждой главы и с примечаниями на достопамятные речи; переведены Академии Наук Переводчиком Борисом Волковым / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1761. - , 402 с.

9(34)
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Двенадцать отборных речей / М. Т. Цицерон; пер. К. А. Кондратович. - / Пер. с лат. - СПб.: [тип. Сухопутн. кад. корпуса], 1767. - , 408, с.

9(37)
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - Харьков: Университетская типография, 1818. - 134 с.

СЕЙФ
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Об обязанностях к сыну Марку / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - Киев-Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1900 (Киев: Типография И. И. Чоколова). - 258 с. - (Библиотека римских классиков в русском переводе).

СЕЙФ
Ц756
Цветки цицероновы
= Flosculi ciceroniani: выбранные как из сего, так и из других славнейших Латинских Писателей, в пользу обучающегося Латинскому языку юношества / М. Т. Цицерон; пер. У. М. И. I. - М.: Типография Христофора Клаудия, 1793. - , 208 с.

9(3)
Л141
Лагарп, Жан Франсуа.

Ликей, или Круг словесности древней и новой: в 5 ч. Ч. 5. Переведенная Императорской Российской Академиею Членом Дмитрием Соколовым и оною Академией изданная / Ж. Ф. Лагарп; пер. Д. М. Соколов. - СПб.: Типография Ф. Плавильщикова, 1814. - , 378 с.

9(37)
З-86
Зоргенфрей, Г.
(директор VI гимназии в Спб).
Римские древности: пособие для гимназий и самообразования: с 80 рисунками / Г. Зоргенфрей, К. Тюлелиев, L. Bloch. - По Bloch"у (Bloch. Romische Altertumskunde). - СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. - XII, 192 с.: ил.

9(37)
Б90
Буассье, Мари Луи Гастон.

Цицерон и его друзья: очерк о римском обществе времен Цезаря / Г. Буассье; пер. Н. Н. Спиридонова = Cicéron et ses amis: Étude sur la sociéte romaine du temps de César / Gaston Boissier. - Пер. с 16-го франц. изд. - М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова [Издание Книжного магазина К. Н. Николаева], 1914. - 381 с.


Е. М. Баринова, зав. отделом книгохранения