Меню Рубрики

Наследие земли под охраной человечества. Сокровища земли под охраной человечества. V. Работа над новой темой урока

Всемирное наследие
С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Всемирное наследие - это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.

Серёжа и Надя предлагают тебе закончить схему, используя таблички из Приложения. Вырежи таблички и правильно расположи их. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей таблички.

Используя карту «Всемирное наследие» в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 50-51), заполните таблицы.

Какие ещё объекты Всемирного наследия, находящиеся в России, тебе известны? Напиши.

Объекты всемирного наследия в России

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников
- Архитектурный ансамбль Кижского погоста
- Московский Кремль и Красная площадь
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей
- Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»
- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Девственные леса Коми
- Озеро Байкал
- Вулканы Камчатки
- Золотые Алтайские горы
- Западный Кавказ
- Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
- Ансамбль Ферапонтова монастыря
- Куршская коса
- Центральный Сихотэ-Алинь
- Убсунурская котловина
- Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
- Остров Врангеля
- Ансамбль Новодевичьего монастыря
- Исторический центр Ярославля
- Геодезическая дуга Струве
- Плато Путорана
- Ленские столбы
- Архитектурно-исторический комплекс Булгар
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
- Ханский дворец в Бахчисарае
- Ростовский кремль

Узнай объекты Всемирного наследия по фотографиям. Вырежи фотографии из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей фотографии.

С помощью энциклопедии или другой дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из объектов Всемирного наследия (по своему выбору).

Тема сообщения: Ростовский кремль

План сообщения:
1. Место нахождения.
2. Время постройки.
3. Архитектурные особенности храма.

Важная информация для сообщения: Кремль в Ростове Великом - очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский кремль был построен в 1670-1683 гг. Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.
Источник (источники) информации: Интернет.

На протяжении истории человечества руками людей были созданы уникальные творения, настоящие шедевры архитектуры, которые удивляли и продолжают удивлять современников. Не меньшую ценность представляют и природные богатства, которые также нуждаются в самом бережном отношении. Рассмотрим подробнее тему «Сокровища Земли под охраной человечества».

Что такое Всемирное наследие?

Активная человеческая деятельность стала причиной того, что многие памятники культуры и уникальные природные комплексы оказались под угрозой уничтожения. Чтобы этого не произошло, было принято решение взять их под охрану и объявить Всемирным наследием.

Так появился список самых значимых, самых выдающихся достопримечательностей, которые представляют особенную ценность для всего человечества. Ведет этот список крупнейшая международная организация - ЮНЕСКО.

Всемирное наследие включает в себя:

  • объекты природы - Всемирное природное наследие;
  • творения человека – Всемирное культурное наследие.

Это две неделимые части одного целого.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Эмблема Всемирного наследия выглядит как круг с расположенным внутри квадратом. Круг является символом природы, а квадрат - творческого начала человека.

Рис. 1. Эмблема Всемирного наследия

Всемирное природное наследие

Природа нашей планеты удивительна. Она способна поражать и восхищать своими творениями. Чтобы ими могли любоваться и наши потомки, природные сокровища следует как можно тщательнее оберегать. На земном шаре их немало, рассмотрим самые известные:

  • Большой барьерный риф - удивительный по красоте природный комплекс, насчитывающий более 2000 отдельных рифов. Расположен он на восточном побережье Австралии, и его возраст насчитывает около 18 миллионов лет. Подводный мир Большого рифа невероятно богат и разнообразен.

Рис. 2. Большой барьерный риф

  • Национальный парк Гранд-Каньон - один из старейших национальных парков США. Он выглядит, словно огромная пропасть на плато Колорадо, штат Аризона. Длина каньона составляет 446 км., ширина - в пределах 8-29 км., а глубина в некоторых местах доходит до 1,8 км. Это творение природы впечатляет своими масштабами и суровой, нетронутой природой.
  • Ниагарский водопад - комплекс, состоящий из трех крупнейших водопадных каскадов. Расположен на границе США и Канады. Это один из самых мощных и величественных водопадов во всем мире.

Всемирное культурное наследие

  • Великая Китайская стена - оборонительная стена, протянувшаяся вдоль горной цепи северного Китая. Ее длина составляет более 21 тыс. км., а высота - около 7 м. Это крупнейший памятник архитектуры Древнего Китая.

Рис. 3. Великая Китайская стена

  • Египетские пирамиды - древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Большинство из них - усыпальницы великих фараонов. Самой крупной является знаменитая пирамида Хеопса, которая входит в число Семи чудес света.

До сих пор так и не разгадана тайна строительства этих монументальных сооружений. Современные ученые не могут дать точные ответы на многие вопросы. Кем были созданы эти гробницы? Какие технологии были при этом использованы? Каково истинное предназначение пирамид?

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 4 класс мы узнали, что сокровища Земли под охраной человечества имеют очень большую ценность. К ним относятся как уникальные памятники природы, так и творения, созданные рукой человека.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 28.

Семь чудес света

По-ра-зи-тель-ные тво-ре-ния рук че-ло-ве-ка на-зы-ва-ют «Семь чудес света». К боль-шо-му со-жа-ле-нию, мы не смо-жем их уви-деть, они были раз-ру-ше-ны че-ло-ве-ком.

Рис. 1. Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но с по-мо-щью ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (рис. 1) были за-топ-ле-ны.

Рис. 2. Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской () (Ис-точ-ник)

Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской (рис. 2) два-жды раз-ру-ша-ли.

Рис. 3. Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (копия ) (Ис-точ-ник)

Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (рис. 3) сго-ре-ла.

Рис. 4. Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (рис. 4) разо-бра-ли в XV в. кре-сто-нос-цы для по-строй-ки кре-по-сти.

Рис. 5. Ко-лосс Ро-дос-ский (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Рис. 6. Алек-сан-дрий-ский маяк (макет) (Ис-точ-ник)

Ко-лосс Ро-дос-ский (рис. 5) и Алек-сан-дрий-ский маяк (рис. 6) рух-ну-ли при зем-ле-тря-се-ни-ях.

И толь-ко одно чудо - еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (рис. 7) - со-хра-ни-лись до на-ше-го вре-ме-ни.

Рис. 7. Еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (Ис-точ-ник)

Всемирное наследие

Чтобы мир не ли-шал-ся в даль-ней-шем бес-цен-ных со-кро-вищ, воз-ник-ла идея объ-явить вы-да-ю-щи-е-ся до-сто-при-ме-ча-тель-но-сти при-ро-ды и куль-ту-ры Все-мир-ным на-сле-ди-ем.

Все-мир-ное на-сле-дие вклю-ча-ет объ-ек-ты при-ро-ды, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное при-род-ное на-сле-дие», и объ-ек-ты тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное куль-тур-ное на-сле-дие». Эти две части нераз-рыв-ны между собой, о чем го-во-рит и эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (утвер-жде-на в 1978 году) (рис. 8).

Рис. 8. Эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (Ис-точ-ник)

Круг сим-во-ли-зи-ру-ет при-ро-ду, а квад-рат в цен-тре - тво-ре-ние че-ло-ве-че-ских рук.

В на-сто-я-щее время со-здан Спи-сок все-мир-но-го на-сле-дия (более 900 объ-ек-тов), ко-то-рый еже-год-но по-пол-ня-ет-ся.

Го-су-дар-ство, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия, берет на себя обя-за-тель-ства по его со-хра-не-нию.

Большой каньон

В Се-вер-ной Аме-ри-ке на-хо-дит-ся Боль-шой ка-ньон (Гранд-Ка-ньон), один из глу-бо-чай-ших ка-ньо-нов в мире (рис. 9).

Водопады Игуасу

Река Ко-ло-ра-до ве-ка-ми про-би-ва-ла себе путь, об-ра-зо-вав огром-ное уще-лье, по дну ко-то-ро-го со ско-ро-стью 20 км/ч мчат-ся ее крас-но-ко-рич-не-вые воды (рис. 10-11).

В Южной Аме-ри-ке рас-по-ло-жен во-до-пад Игуа-су. Это уни-каль-ный ком-плекс из 270 от-дель-ных во-до-па-дов, ко-то-рый имеет ши-ри-ну около 2,7 км. Во-до-па-ды рас-по-ло-же-ны на про-тя-же-нии всей реки (рис. 12-14).

Водопад Виктория

В Южной Аф-ри-ке рас-по-ло-жен один из самых гран-ди-оз-ных во-до-па-дов мира - во-до-пад Вик-то-рия (рис. 15-17). Его ши-ри-на - при-мер-но 1800 мет-ров, вы-со-та - 108 мет-ров. Падая с такой огром-ной вы-со-ты, капли воды раз-би-ва-ют-ся на мель-чай-шие ча-сти-цы во-дя-но-го ту-ма-на, под-ни-ма-ю-ще-го-ся более чем на 400 м и ви-ди-мо-го с рас-сто-я-ния 20 км.

Национальный парк Серенгети

В Аф-ри-ке есть уни-каль-ное место - На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти, в ко-то-ром со-бра-ны ис-че-за-ю-щие виды жи-вот-ных и рас-те-ний (рис. 18-20).

Рис. 18. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 19. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 20. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

В гу-стых за-рос-лях ака-ций можно уви-деть сло-нов и жи-ра-фов (рис. 21, 22),

Рис. 21. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Слоны (Ис-точ-ник)

Рис. 22. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Жи-ра-фы (Ис-точ-ник)

в са-ванне па-сут-ся аф-ри-кан-ские буй-во-лы, га-зе-ли, ан-ти-ло-пы гну (рис. 23-25),

Рис. 23. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Аф-ри-кан-ский буй-вол (Ис-точ-ник)

Рис. 24. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Га-зель (Ис-точ-ник)

Рис. 25. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ан-ти-ло-пы гну (Ис-точ-ник)

в за-рос-лях гу-стой травы при-та-и-лись львы и ге-пар-ды (рис. 26-27),

Рис. 26. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Лев (Ис-точ-ник)

Рис. 27. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ге-пард (Ис-точ-ник)

в из-ви-ли-стых реках много бе-ге-мо-тов и кро-ко-ди-лов (рис. 28-29).

Рис. 28. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Кро-ко-ди-лы (Ис-точ-ник)

Рис. 29. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Бе-ге-мо-ты (Ис-точ-ник)

Большой Барьерный риф

У бе-ре-гов Ав-стра-лии рас-по-ло-жен Боль-шой Ба-рьер-ный риф, ко-то-рый яв-ля-ет-ся самой боль-шой эко-си-сте-мой в мире (рис. 30-32). Он пред-став-ля-ет собой ко-ло-нию ко-рал-ло-вых по-ли-пов, из ко-то-рых за сотни лет сфор-ми-ро-ва-лись ост-ро-ва, воз-вы-ша-ю-щи-е-ся над по-верх-но-стью оке-а-на.

Рис. 30. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 31. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 32. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Здесь оби-та-ет более 400 видов ко-рал-лов, 500 видов рыб, зе-ле-ные че-ре-па-хи, раз-лич-ные мол-люс-ки (ра-ко-ви-ны неко-то-рых из них могут ве-сить более 200 кг) (рис. 33-37).

Рис. 33. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-ло-вые по-ли-пы (Ис-точ-ник)

Рис. 34. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 35. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 36. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Зе-ле-ная че-ре-па-ха (Ис-точ-ник)

Рис. 37. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ра-ко-ви-на (Ис-точ-ник)

Алтай

В Рос-сии рас-по-ло-же-ны Зо-ло-тые горы Евра-зии - Алтай. Такое на-зва-ние свя-зы-ва-ют с тюрк-ским сло-вом «алтын» - зо-ло-той. Алтай - си-сте-ма самых вы-со-ких хреб-тов в Си-би-ри (рис. 38-40).

Вулканы Камчатки

В Рос-сии на-хо-дит-ся еще один объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия - вул-ка-ны Кам-чат-ки, точ-ное ко-ли-че-ство ко-то-рых невоз-мож-но опре-де-лить (около 1000, 28 из них - дей-ству-ю-щие). Этот район из-ве-стен боль-шим ко-ли-че-ством вул-ка-нов, гей-зе-ров, гор-ных хреб-тов, озер, рек и во-до-па-дов (рис. 41-43).

Озеро Байкал

Жем-чу-жи-ной Си-би-ри на-зы-ва-ют озеро Бай-кал - глу-бо-чай-шее озеро в мире (мак-си-маль-ная глу-би-на - 1637 м) (рис. 44-46). Бай-кал - не толь-ко огром-ный ре-зер-ву-ар прес-ной воды, но еще и место оби-та-ния мно-гих видов жи-вот-ных и рас-те-ний, ко-то-рые не встре-ча-ют-ся боль-ше нигде в мире. На бе-ре-гу озера Бай-кал был по-стро-ен цел-лю-лоз-но-бу-маж-ный завод, за время ра-бо-ты ко-то-ро-го в озеро было сбро-ше-но огром-ное ко-ли-че-ство сточ-ных вод. Чтобы за-щи-тить уни-каль-ные виды жи-вот-ных и рас-те-ний, озеру Бай-кал был при-сво-ен ста-тус объ-ек-та Все-мир-но-го при-род-но-го на-сле-дия.

Абу-Симбел

К объ-ек-там куль-тур-но-го на-сле-дия от-но-сят-ся тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук.

В Егип-те на-хо-дит-ся храм Абу-Сим-бел, ко-то-рый был спа-сен от за-топ-ле-ния (рис. 47).

Это одна из самых круп-ных ин-же-нер-но-ар-хео-ло-ги-че-ских опе-ра-ци-ей по спа-се-нию объ-ек-та Все-мир-но-го на-сле-дия: храм был ак-ку-рат-но разо-бран и бе-реж-но пе-ре-не-сен в без-опас-ное место. Те-перь мы можем лю-бо-вать-ся ве-ли-че-ствен-ны-ми ста-ту-я-ми храма, вы-се-чен-ны-ми прямо в скале.

Мемфис

Мем-фис - древ-няя сто-ли-ца Егип-та, во-круг ко-то-рой со-хра-ни-лись древ-ние храмы и пи-ра-ми-ды (рис. 48, 49).

Рис. 49. Мем-фис. Некро-поль. Пи-ра-ми-ды. Сфинкс (Ис-точ-ник)

Афинский Акрополь

Афин-ский Ак-ро-поль - еще один объ-ект Все-мир-но-го куль-тур-но-го на-сле-дия. Ак-ро-поль - воз-вы-шен-ная укреп-лен-ная часть древ-не-го го-ро-да. Храм Афины, Пар-фе-нон, - цен-траль-ный объ-ект Ак-ро-по-ля, ве-ли-че-ствен-но воз-вы-ша-ю-щий-ся над го-ро-дом (рис. 50).

Рис. 50. Афин-ский Ак-ро-поль. Пар-фе-нон (Ис-точ-ник)

Тадж-Махал

Тадж-Ма-хал - это па-мят-ник неж-ной любви му-суль-ман-ско-го ко-ро-ля Ве-ли-ких Мо-го-лов Шаха Джа-ха-на к своей жене - ска-зоч-ной кра-са-ви-це Мум-таз Махал. Горюя о своей усоп-шей су-пру-ге, шах при-ка-зал воз-ве-сти ве-ли-че-ствен-ный мав-зо-лей, для по-строй-ки ко-то-ро-го со всего мира съе-ха-лось 20 тысяч луч-ших ма-сте-ров. И через 22 года белые мра-мор-ные ку-по-ла устре-ми-лись ввысь, а сам Тадж, от-ра-жа-ясь в воде, будто парит в небе. Бес-спор-но, это пре-крас-ней-шее стро-е-ние Индии (рис. 51).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

« Сокровища Земли под охраной человечества»

подготовила

учитель начальных классов

Хабибуллина Альбина Ильсияровна

Бугульма 2010

Текст заголовка

Хабибуллина Альбина Ильсияровна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ№1
города Бугульмы Республики Татарстан

Цели:

    Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, пока­зать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.

    Познакомить с Международной Красной книгой.

    Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование:

    мультимедийное оборудование;

    учебник Плешакова "Окружающий мир", 4 класс;

    Международная Красная книга и Красная книга СССР;

    карточки для самооценки;

    карточки для игры

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинаем заседание экологического совета четвертого класса. Тема заседания - «Сокровища Земли под охраной человечества».

Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых челове­ком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Междуна­родной Красной книге.

П. Проверка знаний и умений

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

Графический диктант.

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ∆ («да»), а если это не так - знак О («нет»):

Человек - властелин и покоритель природы.

Древние люди остро чувствовали свою зависимость от ка­призов окружающей среды.

Экология - это наука о взаимодействиях живых организ­мов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасы­вает человек в моря и океаны.

Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничто­жается.

Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

Ответ:

Организуется взаимопроверка работ.

Просмотр видеоролика организации Гринпис. (Приложение 1)

Подводятся итоги проверки знаний.

Итоги каждого задания вносятся в листы самооценки.

Лист самооценки.

Графический диктант.

III. Изучение новой темы

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разру­шены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды -сохранилось до нашего времени.

Демонстрируются видеоролики Семи чудес света: египетские пира­миды, «Висячие сады» Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, ЗевсОлимпийский, мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Ро­досский.

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. О Всемирном на­следии мы заслушаем сообщение нашего товарища.

Рассказ ученика:

Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показ эмблемы, нарисованной на плакате). Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творе­ния человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.

Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внима­ние на условные обозначения. Какие объекты природного на­следия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. {Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Юж­ной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьер­ный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Бай­кал, Алтай - Золотые горы в Евразии) (Приложение 2)

Показ видеосюжетов: «Большой каньон», «Водопад Игуасу», «Водопад Виктория», «Большой Барьерный риф», «Озеро Байкал».

IV. Физкультминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля -

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис - древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи - деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена.)

Учитель показывает презентацию, сопровождая крат­ким рассказом. (Приложение 3)

Среди названных объектов находятся достопримечательности Всемирного наследия России. О некоторых из них мы погово­рим более подробно. О Московском кремле и Красной площа­ди нам расскажет следующий докладчик.

Рассказ ученика (сопровождается показом открыток): Перед вами Московский Кремль с его величественными зубча­тыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Башен девятнадцать, всем знакома Спасская башня с курантами. Внутри Кремля расположены соборы - это целые архитектурные ансамбли. Красная площадь у стен Кремля имеет свою историю, на ней тоже находятся выдаю­щиеся памятники архитектуры.

Московский Кремль и Красную площадь, несомненно, можно назвать бесценными сокровищами России. О Всемирном при­родном наследии нашей страны - об озере Байкал - мы прочитаем из учебника на стр.58-59.

Выполнение теста.

Тест.

1. Что не входит во Всемирное наследие?

а) Всемирное природное наследие;

б) Всемирное культурное наследие;

В) Всемирное производственное наследие.

2. Что в эмблеме Всемирного наследия символизирует круг?

а) природу;б) творение человека;в) солнце;

3. Какая фигура на эмблеме Всемирного наследия символизирует творения человека?

а) треугольник;б) квадрат;в) круг.

4. Какой объект не относится к природному наследию?

а) озеро Байкал;б) Московский Кремль; в)горы Алтай.

5. Какой объект не относится к культурному наследию?

а) Тадж-Махал;б) Афинский Акрополь;в) водопад

Виктория.

6., Какой из памятников Всемирного природного наследия находится в России?

а) вулканы Камчатки; б) Большой каньон;в) водопад Игуасу.

7. Какая постройка сделана из дерева?

а) Афинский Акрополь;б) церковь Кижи; в) Великая Китайская

8. На каком материке находится Великая Китайская стена?

а) в Северной Америке;б) в Австралии;в) в Европе.

V. Продолжение экологической темы.

Переходим к обсуждению следующего вопроса. На предыду­щем заседании нам было предложено обсудить вопрос «Меж­дународная Красная книга».

Записать тему на доске.

К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги воз­никла в конце пятидесятых годов XX века. Более подробно о Международной Красной книге расскажет наш одноклассник.

Рассказ ученика:

Ученые посчитали крайне важным привлечь внимание междуна­родного сообщества и руководителей отдельных государств к бедст­венному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги - выявление, учет тех видов организмов, которые могут ис­чезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

В вашем учебнике на стр. 60, 61 помещены рисунки несколь­ких видов животных из Международной Красной книги. По­пробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу ис­чезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради кра­сивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана и т.д.)

- О большой панде предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

Почему большая панда была внесена в Красную книгу? (По­тому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая. Этих животных стало очень мало.)

«Что небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

И земля без зверей - не земля!»

VI. Закрепление

На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. При­шло время подвести итоги и сделать записи. Что такое Все­мирное наследие? (Это Всемирное природное наследие и Все­мирное культурное наследие.)

- Запишем схему:

Всемирное наследие

природноекультурное

озеро БайкалМосковский Кремль

Большой каньонСтатуя Свободы

водопад ИгуасуВенеция Виктория

Назовите объекты Всемирного природного наследия. (Боль­шой каньон, водопад Игуасу, озеро Байкал и т.д.)

Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия. (Московский Кремль, Статуя Свободы, Венеция, Серенгети и т.д.)

Игра «Узнай животных»

Работа ведется в парах. На столы раздаются конверты с карточ­ками-названиями животных. Дети должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу.

Карточки:

СЛОН, БОЛЬШАЯ ПАНДА. ВОЛК, ГРЕБНИСТЫЙ КРОКОДИЛ, ЗЕБРА, БЕЛЫЙ НОСОРОГ. УТКА МАНДАРИНКА. КОЛОРАД­СКИЙ ЖУК, ОРНИТОПТЕРА АЛЕКСАНДРЫ. САРАНЧА, ЗЕЛЕ­НАЯ МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА, ЖУК-ГЕРКУЛЕС. АМУРСКИЙ ТИГР

(подчеркнуты животные, занесенные в Красную книгу). Подведение итогов игры.

VII. Выставление оценок по листам самоконтроля.

VII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?

Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?

Домашнее задание

Ответить на вопросы «Проверь себя».

I вариант - выполнить задание 1; II вариант - задание 2 (стр. 62).

Список использованной литературы

1.Плешаков А.А. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2007.

2. Дмитриева О.И. Методическое пособие. – М.: «ВАКО», 2004.

3. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. – 1999


Использованные материалы

1. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 2007год.

Примечание. За использованными видеороликами можно обратиться к автору.



Учитель приветствует учащихся, проверьте свои рабочие места.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать нашу Землю. Наша цель изучить историческое прошлое Земли и понять ценность этого прошлого.

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени.

Чем же уникальны эти пирамиды?

Кто был в Египте и видел эти пирамиды?

Как же человек смог разрушить бесценные сокровища?

Работа с учебником:

Прочитай в учебнике на стр.54.

9 – Ключевская Сопка – один из самых активных (извержение 1 раз в 5 лет).
-Как вы думаете, пополняется ли список Всемирного природного наследия?

Почему? (Рассуждения учащихся)

А может ли этот список уменьшиться?

1. Статуя Свободы - скульптурное сооружение, расположенное на острове Свободы в гавани Нью-Йорка. Всемирно известный памятник архитектуры и символ Америки.

Статуя в виде женщины с горящим факелом в поднятой правой руке символизирует свободу. В левой – табличка, на которой написано: «4 июля 1776». Это дата подписания Декларации Независимости. 1 нога стоит на разбитых оковах. 7 лучей на голове – 7 мировых океанов и континентов.

2. Венеция - город в Сев. Италии.Был заложен в середине V века

1 - Гондола возле маленького моста через канал.

2 - Большой канал

3 - Мост Реальто, перекинутый через Большой канал.

4 - Церковь Санта-Мария
3. Афинский Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города.
4. Великая Китайская стена имеет длину в 6000 км.

1. Москва
1 – Красная площадь

2 – Кремль

3 – Исторический музей

4, 5, 6 – Храм Василия Блаженного.

7 – Мавзолей

8 – Древние соборы Кремля

9 – Колокольня Ивана Великого и Царь-колокол

10 – Царь-колокол мост через Москву-реку

11 и 12 – Грановитая палата (конец 15 века)

13 – Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены

2. Санкт-Петербург

№ картинок:

1 и 2 – Дворцовая площадь Казанский собор

3 – Зимний дворец – Эрмитаж

5 – Кунсткамера

6 - Дворцовый мост

7 и 8 - Петропавловская крепость

9 - Медный всадник

6 – Исаакиевский собор

7 – Крейсер «Аврора»

К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений.
- С какой целью была создана Всемирная Красная книга?
- Какие Красные книги знаете ещё?
-Игра «Найди животных, занесённых в Красную книгу» и объясни, почему они там оказались

Большая панда – это гигантский енот. Живёт в бамбуковых горных лесах, потому что питается исключительно листьями и побегами бамбука, на высоте 3 км. Панда внешне так похожа на медведя, что её называют «бамбуковым медведем» Является редким животным. Панда – символ Всемирного фонда защиты диких животных.
Белый носорог – самый крупный из носорогов. Может достигать в длину 4 м, в высоту – 2 м, вес более 4 тонн (как 2 «Волги»). Особенность белого носорога в том, что они едят побеги на уровне земли, для этого у них специально приспособлена верхняя губа. Проживают на равнинах, у подножия горы, в Африке. Любит принимать грязевые ванны. Поэтому, несмотря на название , имеет тёмно-серый цвет, а не белый.
Гребнистый крокодил – самый крупный представитель крокодильего племени. Длина от 6 до 9 м, вес около 500 кг. Проживает вдоль побережья Индии, Индонезии и Австралии. Скрытен, редко выходит наружу, его нигде не бывает много.

Зелёная морская черепаха (суповая) обитает во всех океанах, кроме Северного Ледовитого океана. Весит от 200 до 450 кг. Длина панциря достигает 1 м. Жизнь её в опасности. Морские черепахи часто принимают пластиковые пакеты, плавающие в воде, за свою пищу – за медуз. А когда хватают этот мусор челюстями, то задыхаются.
Орангутаны Они обитают во влажных лесах, таких как в Юго-восточной Азии. Строят на деревьях гнезда, на землю спускаются редко. Однако лишь несколько тысяч орангутанов уцелели в Индонезии и Малайзии , потому что им негде жить – их леса вырубает человек.
Жук-геркулес в Южной Америке.

Орнитоптера Александры – одна из самых длиннокрылых и быстрых бабочек. Проживает в тропиках.
-Какие объекты относятся к природе?

- Какие объекты сделаны руками человека?
- Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего запомнилось на уроке?