Меню Рубрики

Презентация "Понятие характера. Типология характеров. способы формирования характера". Характер человека. Типология характеров Презентация на тему


В современном мире люди не перестают интересоваться личностью человека, более того эта проблема становится актуальной, в связи с развитием пиар технологий, потребностью в новых специальностях и профессиях, связанных со знанием психологии, умением определять характер человека, и самое главное, с умением общаться с людьми любого типа личности. Это такие специальности как менеджмент, связи с общественностью, социальные работники и др. В современном мире люди не перестают интересоваться личностью человека, более того эта проблема становится актуальной, в связи с развитием пиар технологий, потребностью в новых специальностях и профессиях, связанных со знанием психологии, умением определять характер человека, и самое главное, с умением общаться с людьми любого типа личности. Это такие специальности как менеджмент, связи с общественностью, социальные работники и др. Характер человека – что же это? От чего он зависит? Можно ли его изменить? И как с первого взгляда определить, что это за человек?


Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр) Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи и определенные черты характера. Астеникам, людям худощавого телосложения, с тонкими кистями и слабыми мускулами, присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству. Людям атлетического типа (средний или высокий рост, широкая грудная клетка, отличная мускулатура) свойственны такие черты, как сильная воля, настойчивость и даже упрямство. Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствия.


Формирование характера. На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, назовем их базисными, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера.


Формирование характера. В школьные годы продолжается формирование характера ребенка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.


Цвет глаз и характер «Глаза – зеркало души» Самым информационным источником сведений о человеке являются его глаза. Все древние трактаты о физиогномике советуют начинать изучение лица именно с глаз. Большая часть информации, благодаря которой человек развивается, воспринимается глазами. В старину советовали оберегать глаза от дурного влияния: взгляда недоброжелательного человека. Современные экстрасенсы рекомендуют чувствительным и ранимым людям носить темные очки для защиты от отрицательной энергии.


Лицо человека и его характер. Лицо это как открытая книга. В нем говорит все – брови, глаза, рот, уши, каждая морщинка. С возрастом лицо меняется, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно.


Характер человека по буквам в имени. Н - Очень избирательны в сердечных привязанностях, осторожны в словах и поступках. А - Людей, в чьем имени есть этот звук, не надо заставлять работать. Труд – их природная потребность. Т - Лейтмотив жизни – постоянное разнообразие. Л –тяга к телесному комфорту перевешивает все душевные порывы. Я –любят подумать, собственные мысли доставляют наслаждение.


Характер человека по предпочтению в еде. Существует ли связь между характером человека и тем, что он ест? До недавних пор психологи считали, что вкусовые пристрастия влияют на наше поведение и натуру. Но, оказывается, все выглядит несколько иначе. Исследования показывают, что мы предпочитаем ту пищу, которая в какой-то мере позволяет восполнить то, чего нам не хватает в жизни. Ведь каждый продукт обладает свойствами, оказывающими определенное воздействие на наш организм и нервную систему.


Любители Фруктов и овощей имеют спокойный и уравновешенный характер. Это те продукты, которые наиболее насыщены энергией солнца, а также воздуха и воды, даже их яркие цвета напоминают человеку что-то из детства, радостное, спокойное.


Домашние животные и характер Мужчины, которые держат собак, как правило, агрессивны и любят командовать, а женщины – заботливы. Любители кошек – замкнуты и малообщительны. Любители птиц – разговорчивы и легко заводят друзей, а женщины еще агрессивны и властолюбивы. Владельцы черепах – медлительны, любят работать в одиночку, методичны, способны к однообразной работе. Любители змей хорошо ориентируются в трудной ситуации, большие оригиналы.


Характер женщины и ее туфли Туфли для женщины – не просто обувь. По ним можно определить характер, возраст, а иногда даже судьбу. В самом деле, если для мужчины ботинки – всего лишь обувь, то для женщины туфельки – самые любимые игрушки.


Характер женщины и макияж Отсутствие макияжа (неудача на личном фронте) Минимальный макияж (скромны и интелегентны) Очень яркий макияж (решение изменить судьбу) Макияж, на который тратится не меньше часа (доводят все до совершенства) Всегда один макияж (боязнь перемен) Акцент на губы (разговорчивы) Акцент на глаза(умны, спокойны)


Какой у вас характер? Первый тип (менее 20 баллов): вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринужденной обстановке. Все это вас радует больше, чем вечер, проведенный в шумном кафе. Из-за этого ваши друзья считают, что вы скучный человек. Второй тип (20 – 25): вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаетесь слишком частой смене настроений, от грустного до чересчур веселого. Третий тип (более 25 баллов): ваши знакомые считают, что в компании вы не заменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.


Заключение Помните, что каждый человек уникален, неповторим и непредсказуем. Л. Н. Толстой говорил: «Не может быть не только двух одинаковых людей, но и двух листьев на дереве нет совершенно одинаковых». Английский художник Уистлер ответил Толстому: «Еще с большим правом можно утверждать, что ничто так не похоже на лист платана, как другой лист платана». И как прекрасно, что все люди внешне очень похожи друг на друга и в тоже время совершенно отличаются друг от друга, если к каждому внимательно приглядеться. Как прекрасен окружающий нас мир и хочется, чтобы он был еще прекраснее и добрее. И чтобы люди были так не похожи друг на друга, но оставались с доброй сияющей улыбкой на лице и жизнерадостной, открытой душой.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается его жизнь. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Всегда можно отличить одного человека от другого. Но в тоже время между несколькими людьми всегда можно найти сходные черти.

Слайд 3: Что такое характер?

Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде. В переводе с греческого слово «характер» - Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

Слайд 4: Черты характера. Деление на группы по системе Б. М. Теплова

Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа черты характера, которые являются основой личности: принципиальность честность, мужество, преданность, надежность, гражданственность смелость, малодушие, неискренность черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям: общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность внимательность, равнодушие черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе: гордость, самомнение, тщеславие, заносчивость черты характера, которые отражают отношение человека к труду: трудолюбие лень боязнь трудностей, настойчивость активность ответственность безынициативность

Слайд 5: Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр)

Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи и определенные черты характера. Астеникам, людям худощавого телосложения, с тонкими кистями и слабыми мускулами, присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству. Людям атлетического типа (средний или высокий рост, широкая грудная клетка, отличная мускулатура) свойственны такие черты, как сильная воля, настойчивость и даже упрямство. Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствия. Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр)

Слайд 6: Формирование характера

На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, назовем их базисными, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера.

Слайд 7: Формирование характера

В школьные годы продолжается формирование характера ребенка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.

Слайд 8: Инициалы и характер

А Власть и сила Б Способность к большим чувствам В Непостоянство, отсутствие систематичности Г Таинственность Д Общительность, умение притягивать людей Е Умение мобилизироваться Ж Неуверенность З Склонность к сомнениям, материальные трудности И Впечатлительность, напряжение К Большие запросы и нервозность в их достижении Л Мечтательность, логика, большая изобретательность М Трудолюбие и педантичность Н Большая энергия и творческие амбиции О Большая эмоциональность П Скромность, дистанция, но и одиночество Р Постоянное напряжение, сильная эмоциональность

Слайд 9

С Частые депрессии, угнетенность, нервозность Т Бесконечные поиски, погоня за идеалом У Испуг, интуиция Ф Нежность Х Сексуальные проблемы Ц Склонность к внешнему проявлению внутренних переживаний Ч Верность Ш Ревность, бескомпромиссность Щ Мстительность, развитые интеллектуальные способности Э Поиск психологического равновесия Ю Большие амбиции, отсутствие систематичности Я Интеллигентность, творческие способности

10

Слайд 10: Характер человека по предпочтению в еде

Существует ли связь между характером человека и тем, что он ест? До недавних пор психологи считали, что вкусовые пристрастия влияют на наше поведение и натуру. Но, оказывается, все выглядит несколько иначе. Исследования показывают, что мы предпочитаем ту пищу, которая в какой-то мере позволяет восполнить то, чего нам не хватает в жизни. Ведь каждый продукт обладает свойствами, оказывающими определенное воздействие на наш организм и нервную систему. Характер человека по предпочтению в еде.

11

Слайд 11

Неуверенные в себе люди часто страдают лишним весом оттого, что любят есть сладкое и жирное. Например, турецкий психиатр Нихат Хай утверждает, что шоколад обожают те, кто одинок и испытывает недостаток во внимании окружающих. Люди, употребляющие сладости, торты, пирожные, конфеты умеют наслаждаться жизнью, имеют вкус к радостям жизни, миролюбивые, но часто бывают излишне мягкотелыми. Торт по своей консистенции – мягкий, сладкий, но может внезапно развалиться.


12

Слайд 12

Если человек нуждается в том, чтобы о нем кто-то заботился, он ест молочные продукты – молоко, сыр, масло, кефир, творог, йогурты. Сыр – надежность, последовательность, мягкость, склонность к парадоксам. Сыр отрезают тонкими ломтиками, последовательно один за другим, сыр – парадоксальный продукт, и твердый, и мягкий одновременно.

13

Слайд 13

Колбасы и сосиски любят те, которые обладают такими чертами характера как – усидчивость, обязательность, склонность к проявлению внезапной безалаберности Людям острых приправ в жизни не хватает реальной «остроты», существование кажется им слишком пресным. Они стремятся с помощью перца и приправ добавить «огоньку», но такой огонек способен перерасти в разрушительную силу.

14

Слайд 14

Люди, предпочитающие мясную пищу, то есть животный белок, склонны к повышенной агрессивности и нервозности. Свинину любят жадные и те, кто неразборчив в достижении цели.


15

Слайд 15

Морепродукты способствуют мечтательности и скрытности, как правило, морепродукты часто скрыты в раковине, а море всегда навевает романтические мысли. Любители рыбы обладают аналитическим мышлением, сдержанностью, молчаливостью, некоторой холодностью в проявлении эмоций.



16

Слайд 16

Любители Фруктов и овощей имеют спокойный и уравновешенный характер. Это те продукты, которые наиболее насыщены энергией солнца, а также воздуха и воды, даже их яркие цвета напоминают человеку что-то из детства, радостное, спокойное. Морковь и яблоки едят самые здоровые и психически уравновешенные. Это одни из самых насыщенных различными полезными веществами и витаминами продукты.


17

Слайд 17: Цвет одежды и характер. Цветовая гамма – это своеобразный цветовой паспорт, который на подсознательном уровне дает информацию о каждой отдельной личности

1. Белый. Ум, не ограниченный никакими догмами. 8. Оливковый. Избегающий спорных вопросов 2. Серый. Цвет неуверенности 9. Синий. Символ неэгоистичной личности 3. Черный. Знак внутренней силы и спокойствия 10. Темно – синий. Преданность, доверие и постоянство цели 4. Красный. Отражает активную жизненную позицию. 11. Фиолетовый. Склонность к иллюзиям 5. Оранжевый. Цвет целеустремленных людей 12. Пурпурный. Развитое чувстве собственного достоинства 6. Желтый. Интеллектуальность, развитые умственные способности. 13. Темно – бардовый. Жизнеспособность, устремленность и сдержанность 7. Зеленый. Умение легко приспосабливаться к обстоятельствам. 14. Малиновый. Оптимизм и энергичность

18

Слайд 18: Домашние животные и характер

Мужчины, которые держат собак, как правило, агрессивны и любят командовать, а женщины – заботливы. Любители кошек – замкнуты и малообщительны. Любители птиц – разговорчивы и легко заводят друзей, а женщины еще агрессивны и властолюбивы. Владельцы черепах – медлительны, любят работать в одиночку, методичны, способны к однообразной работе. Любители змей хорошо ориентируются в трудной ситуации, большие оригиналы.

19

Последний слайд презентации: Характер человека: Характер женщины и макияж

Отсутствие макияжа (неудача на личном фронте) Минимальный макияж (скромны и интелегентны) Очень яркий макияж (решение изменить судьбу) Макияж, на который тратится не меньше часа (доводят все до совершенства) Всегда один макияж (боязнь перемен) Акцент на губы (разговорчивы) Акцент на глаза(умны, спокойны) Характер женщины и макияж

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Личность – та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая» И.Ефремов Ваша личность из 1800 деталей

2 слайд

Описание слайда:

Характер Качества Личности – это ее характеристики, которые проявляются в действиях и поступках (полярные) Характеристики личности Невротические проявления Умный – глупый Грызет ногти Красивый – непривлекательный Ссосет пальцы Аккуратный – неряшливый Беспокойный сон Вежливый – грубый Заикание

3 слайд

Описание слайда:

Качества Личности Отношение к себе Отношение к людям Отношение к вещам Отношение к деятельности

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Как формируется характер? Характер формируется в детстве, начиная с момента рождения..... Именно в детстве закладываются основные залоги успешности будушей ЛИЧНОСТИ (характера). Этот период жизни люди часто не помнят.. (особенность памяти) с 0 до 1 года - Эмоциональность, общение с 1 года до 2 лет - Любознательность, желание познавать с 2 лет до 3 лет - Самостоятельность, полоролевая идентификация (женственность и мужественность)

6 слайд

Описание слайда:

От поступка к судьбе Посеешь ПОСТУПОК (действие) - пожнешь ПРИВЫЧКУ (повторяющееся действие), посеешь ПРИВЫЧКУ - пожнешь ХАРАКТЕР, посеешь ХАРАКТЕР - пожнешь СУДЬБУ АКЦЕНТУАЦИЯ характера - отдельные выраженные (доминирующие) черты характера, которые определяют личность в целом.

7 слайд

Описание слайда:

Акцентуации характера: Гипертимный Дистимный Истероидный (демонстративный) Шизоидный Психоастенический (педантичный) Эпилептоидный (возбудимый, застревающий) Комформный Неустойчивый

8 слайд

Описание слайда:

Гипертимный Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Это люди веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу.

9 слайд

Описание слайда:

Дистимный (тревожно-боязливый) Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

10 слайд

Описание слайда:

Шизоидный Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид.

11 слайд

Описание слайда:

Истероидный (демонстративный) Характеризуется повышенной демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму. Он демонстрирует легкую смену настроений при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

12 слайд

Описание слайда:

Психоастенический (педантичный) Характеризуется инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, добросовестен, склонен жестко следовать плану.

13 слайд

Описание слайда:

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ (возбудимый, застревающий) Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность.

14 слайд

Описание слайда:

Неустойчивый Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал - остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.

15 слайд

Описание слайда:

Комформный Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

16 слайд

Описание слайда:

Тест 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли ты можешь расплакаться? 4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? 6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? 7. Любишь ли ты быть главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда без всяких причин ты на всех сердишься? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

17 слайд

Описание слайда:

11. Умеешь ли ты придумывать новые игры? 12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел? 13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке? 16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? 17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? 18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя? 20. Бывает ли у тебя беспокойно на душе?

18 слайд

Описание слайда:

21. Тебе обычно немного грустно? 22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? 23. Тебе трудно оставаться на одном месте? 24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? 25. Приходилось ли тебе стрелять из рогатки в кошек? 26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? 27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? 28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины? 29. Ты - один из лучших учеников в классе? 30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

19 слайд

Описание слайда:

31. Легко ли ты можешь рассердиться? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? 33. Умеешь ли ты веселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? 35. Боишься ли ты крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату? 39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

20 слайд

Описание слайда:

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? 42. Ты когда-нибудь убегал из дома? 43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями так, что не мог пойти в школу? 44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? 45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой? 46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? 47. Любишь ли ты животных? 48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? 49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? 50. Твое настроение зависит от погоды?

21 слайд

Описание слайда:

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? 55. Можешь ли ты организовать игру, работу? 56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? 57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? 59. Подсказываешь ли ты, даешь списывать? 60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

22 слайд

Описание слайда:

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? 62. Бывает ли, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? 63. Свободно ли ты себя чувствуешь с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? 64. Бывает ли у тебя головная боль? 65. Часто ли ты смеешься? 66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? 67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? 68. Часто ли с тобой бывают несправедливы? 69. Любишь ли ты природу? 70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

23 слайд

Описание слайда:

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? 72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? 73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли читать стихи со сцены? 74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе не хочется ни с кем говорить? 75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? 76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? 77. Умеешь ли ты развлекать гостей? 78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? 79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? 80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

25 слайд

Описание слайда:

Ключ При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл. 1. Демонстративность / демонстративный тип. «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. «-»: 51. Сумму ответов умножить на два. 2. Застревание / застревающий тип. «+»:2, 15, 24, 34, 37, 56, 68,78/81. «-»: 12, 46, 59.Сумму ответов умножить на два. 3. Педантичность / педантичный тип. «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «-»: 76. Сумму ответов умножить на два. 4. Возбудимость/ возбудимый тип. «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 86. Сумму ответов умножить на три. 5. Гипертимность / гипертимный тип. «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на три. 6. Дистимность / дистимический тип. «+»:9, 21,43, 75, 87.Сумму ответов умножить на три. 7. Тревожность / тревожно-боязливый тип. «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. «-»: 5. Сумму ответов умножить на два. 8. Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип. «+»: 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на шесть. 9. Эмотивность / эмотивный тип. «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.«-»: 25. Сумму ответов умножить на три. 10. Циклотимность / циклотимный тип. «+»: 6, 18, 28, 40. 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на три.

26 слайд

Описание слайда:

Акцентуированная черта Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации является величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и потому заняты поисками лучшего положения. Ведущие качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.

Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, чувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.

ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ Ф-222

Определение

Характер (от греч. charakter -
отпечаток, признак, отличительная
черта) - совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей
личности человека, его "нрав",
проявляющийся в деятельности,
общении, поведении, а также в его
манерах, привычках, складе ума и
свойственном ему круге
эмоциональной жизни.
Характером называется
совокупность существенных,
стержневых свойств личности,
которые отличают человека как
члена общества.

Характер человека - это то, что
определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся
обстоятельства.

Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда
многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных
черт личности, к которым относятся:
Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к
окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например
принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой
деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость,
аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например
общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или
черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или
скрытность.
Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например
скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.

В своем формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан с
темпераментом. Последний представляет собой
динамическую сторону характера. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым.
Характер проявляется в тех целях, которые человек
ставит себе в жизни, и в типических особенностях
поведения, направленного на достижение этих целей. И
в том и в другом отношении ведущей стороной
характера являются волевые проявления человека.

Характер, как совокупность социально обусловленных
черт личности, всегда получает со стороны общества ту
или иную моральную оценку. К темпераменту же
нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он
рассматривается как составная часть характера.
Сам по себе темперамент, будучи определен в основном
физиологическими особенностями личности, не может
оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку,
поскольку проявления темперамента затрагивают
общественные отношения человека, они
характеризуются как допустимые или недопустимые,
достойные или недостойные.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Все типологии человеческих характеров исходили из
ряда общих идей.
Характер человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
1.
2.
Те сочетания личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными. Они
образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на группы
3.

Э.Кречмер выделил и описал три
наиболее часто встречающихся типа
строения тела или конституции
человека: астенический,
атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым
типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных
оснований для этого у автора не
было).

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в
области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным
психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся
несколько выше, чем он есть на самом деле.
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи,
тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми
накоплениями. Такова в основном характеристика
астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того,
часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый
скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего
или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой
«карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип
нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал
«шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакальнодепрессивным психозом, - «циклотимиками».
«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и
властность, сухость и отсутствие эмоций.
«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие
веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются
подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со
взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,
поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
Они тяжело переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно в две-три
недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в
настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы
для неожиданного изменения настроения могут оказаться
самыми ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они
«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач».
Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и будущее
соответственно настроению может расцвечиваться то
радужными, то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить
их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним
окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и
капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при
выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком
азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому
часто производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс неполноценности».
Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к
себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они
часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и
приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе,
обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,
нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений - со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда
требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа -
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,
изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие
дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют, такие подростки
устанавливают свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной покорности других
детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать
начальству, добиваться определенных преимуществ перед
сверстниками, получить власть, установить свой диктат над
окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим
уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление
привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны
претензии на исключительное положение среди сверстников, и,
чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами
и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью и праздности.
У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные, интересы, они почти совсем не
думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе. Такие
подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть
как все».
Это тип приспособленца, который ради своих
собственных интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни
совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология
характеров, предложенная
немецким ученым Карлом
Леонгардом. Эта
классификация основана на
оценке стиля общения
человека с окружающими
людьми и представляет как
самостоятельные типы
характеров

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он
часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
У такого человека возникают эпизодические конфликты с
окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа
нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если
окружающие делают им замечания по этому поводу.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению,
людей данного типа характеризуют энергичность, жажда
деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия
жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди являются
обычно домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Они располагают следующими чертами
личности, привлекательными для партнеров по
общению: серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством справедливости. Есть у них и
отталкивающие черты. Это - пассивность,
замедленность мышления, неповоротливость,
индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с окружающими
людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного -
замкнутыми.
Во время душевного подъема они ведут себя как люди с
гипертимной акцентуацией характера, а в период спада
- с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они занудливы и
угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в
которых сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в
семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного
типа часто добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах
обычно выступает инициатором, активной стороной.
Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,
предъявляет непомерные требования к близким и к
подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко,
выступая в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как бюрократ,
предъявляя окружающим много формальных
требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство
другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность, серьезность,
надежность в делах, а отталкивающие и
способствующие возникновению конфликтов -
формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Они редко вступают в конфликты
с окружающими, играя в них в основном пассивную
роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и
опоры.
Нередко располагают следующими привлекательными
чертами: дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
также нередко служат «козлами отпущения», мишенями
для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в
них пассивную роль. Обиды носят в себе, не
«выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта, сострадательность,
сорадование чужим успехам, обостренное чувство
долга, исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется
легкостью установления контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам
(при внешней мягкости манеры общения) .
Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими
притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но
при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами,
привлекательными для партнеров по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью
мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм,
лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью,
у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до
болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в
конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В
общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство
другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Располагают такими привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят,
исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к
развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,
характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от
реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при
попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно
слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие
черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они
продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Еще одна интересная попытка
представления типологии
характеров, в основе которой
отношение человека к жизни,
обществу и нравственным
ценностям. Ее вывел Э.Фромм и
обозначил как социальную
типологию характеров.
«Социальный характер, - пишет
автор, - содержит... выборку черт,
существенное ядро структуры
характера большинства членов
группы, которое сложилось в
результате основного опыта и
способа жизни, общего для этой
группы».

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не
в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он
направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной
неудачи.
Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если
в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его
агрессивности.
Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,
непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих
людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип
тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим
известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.

2. «Разрушитель. Характеризуется выраженной
агрессивностью и активным стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
«Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство
избавления от невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству разрешения своих
жизненных проблем обычно обращаются люди, которые
испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в
реализации своих интеллектуальных и эмоциональных
возможностей. В периоды больших социальных
потрясений, революций, переворотов они выступают в
качестве основной силы, разрушающей старое, в том
числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и
личными жизненными проблемами, перестает «быть
самим, собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам,
обществу любого типа, требованиям социальной группы,
быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения,
который свойствен большинству людей в данной ситуации.
У такого человека почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Такой человек всегда готов подчиниться любой новой
власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если
обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного поведения. Это - тип
сознательного или бессознательного приспособленца.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ И
ХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕКА

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную
возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта -
замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, -
экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по
отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы
имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и
везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание
человека направляется на самого себя и он становится центром
собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и
индивидуальный внутренний мир выше того, что
происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний
мир ставит выше своих внутренних субъективных
переживаний. Такова самая общая характеристика этих
двух, наиболее распространенных типов личности,
основанных на разных чертах характера. Рассмотрим
подробнее их другие психологические особенности

С экстраверсией связаны определенные акцентуации
характеров, в частности экзальтированность,
демонстративность, возбудимость, гипертимность
(акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти
всегда повышенном настроении человека, в его энергичности,
активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Наиболее общие свойства характера можно расположить
диаметрально: сила - слабость, твердость - мягкость,
широта - узость, цельность - противоречивость.
Многогранность характера заключается в том, что в
различных ситуациях у человека могут проявляться разные,
возможно, что и противоположные свойства, при этом
единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом
оно и проявляется.

Акцентуация характера

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность
отдельных черт характера, проявляемая в
избирательной уязвимости человека по отношению к
определенным ситуациям и стимулам.

Акцентуации характера

Чрезмерная выраженность черт характера и их
сочетание в крайних проявлениях нормы называется
акцентуацией характера. Акцентуации характера - это
уязвимость психотравмирующего воздействия на
слабое звено (место наименьшего сопротивления)
данного типа характера при устойчивости к другим
воздействиям.
Акцентуации могут быть выявлены при тестировании с
помощью опросника Шмишека.

Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях,
когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других
случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные
акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются
постоянными чертами определенного типа характера.
Акцентуации характера находятся на границе психопатических
расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом
возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с
помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить
яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки
воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.

Вопросы для проверки

1.Что такое
характер?
2.Когда происходит
3.
формирование характера?
Что такое акцентуация характера?

Список литературы

http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post312668524
http://studopedia.ru/18_6679_lichnost-i-haraktercheloveka.html