Меню Рубрики

Структура традиционного урока. Тип комбинированный. Психолого-педагогические и теоретические основы нетрадиционных методов обучения в современной педагогике Классификация нетрадиционных методов обучения

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя - к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения

Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

Использование коллективных форм работы;

Привитие интереса к предмету;

Развитие умений и навыков самостоятельной работы;

Активизацию деятельности учащихся;

При подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

Становление новых отношений между учителем и учениками.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности

Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, места проведения.

Используется внепрограммный материал.

Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.

Выполняются творческие задания.

Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Планируется урок заранее.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков

Уроки-«погружения»

Уроки - деловые игры

Уроки - пресс- конференции

Уроки- соревнования

Уроки КВН

Театрализованные уроки

Компьютерные уроки

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки- аукционы

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки-зачеты

Уроки- сомнения

Уроки - творческие отсчеты

Уроки- формулы

Уроки- конкурсы

Бинарные уроки

Уроки- обобщения

Уроки- фантазии

Уроки- игры

Уроки- «суды»

Уроки поиска истины

Уроки- лекции «Парадоксы»

Уроки- концерты

Уроки- диалоги

Уроки «Следствие ведут знатоки»

Уроки - ролевые игры

Уроки- конференции

Интегрированные уроки

Уроки-семинары

Уроки - «круговая тренировка»

Межпредметные уроки

Уроки- экскурсии

Уроки - игры «Поле чудес»

Классификация уроков нетрадиционной формы

Типы уроков и формы

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и умений

Комбинированные уроки

Лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств.

Урок должен быть цельным.

Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.

Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, четко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков

Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями

Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное - приносят радость.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Участие родителей

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

Взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

Направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;

Формирование у учащихся нравственных качеств

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Наиболее важные особенности современного урока:

Создаётся доброжелательная атмосфера;

Формируется высокий уровень мотивации;

Придаётся большое значение способам учебной работы;

Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.

Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Анкета «Стиль деятельности учителя»

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

2) нет

3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1)предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я

1) пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) нет

2) когда как

3) не знаю

Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Проанализируйте свои достижения и ошибки. Откройте свои потенциальные возможности. Откажитесь от надежды на рецептурную методику, на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков. Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил. Творческих Вам успехов!

3 Койшибаева Н.И. 1 Жунисбекова Д.А. 1

1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова

2 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

3 Казахский Национальный педагогический университет им. Абая

При ориентации современной школы на разностороннее развитие личности ребенка необходимо гармоничное сочетание учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать задачи и т.п. Следовательно, успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности и т.д. Отсюда не случаен повышенный интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий и их успешное сочетание с традиционным обучением больше ориентировано на развитие обучаемого.

процесс обучения

технология обучения

методы обучения

традиционные методы

нетрадиционные методы

интеллектуальные и познавательные способности.

1. Абдибекова С.К. Подготовка студентов-математиков педвузов к использованию современных образовательных технологий в будущей профессиональной деятельности: автореф. дисс. …кан. пед. наук. – Аркалык, 2009.

2. Иванова Л.А. Технология развивающего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Плюс, минус. – 2009. – №3.

3. Кац Э., Бабаева Ю. Основные положения концепции начального образования // Современные образовательные технологии. – М., 2008.

4. Жунисбекова Ж.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Обновленный Казахстан в мировом пространстве: достижения и перспективы развития: тезисы докл. Респ. конф. (ЮКГУ им. М. Ауезова, 2012). – Шымкент, 2012. – С. 102-107.

5. Левитас Г.Г. Современный урок математики – методы преподавания. – М.: Высшая школа, 1999.

6. Минскин Е.М. От игры к занятиям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. – М.: Просвещение, 1999.

Введение

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость нетрадиционного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике инновационного обучения в педагогической системе.

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива. Следовательно, успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности и т.д. Отсюда неслучаен повышенный интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям. Внедрение педагогических технологий и их успешное сочетание с традиционным обучением больше ориентированы на обучаемого. Они строятся с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика и гарантируют минимальный уровень обученности, обеспечивают повторяемость и воспроизводимость результатов .

Нельзя сказать, что идея развития личности нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались. Можно перечислить ряд имен (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно «забывается», но никогда не прекращается ее изучение, и главное - ее практическая реализация в школе.

То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относятся овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

Заметим, что выделением традиционных и нетрадиционных технологий не противопоставляются одни методы обучения другим. Наоборот, создаваемое целостное представление о многочисленных технологиях обучения не только способствует равноправному отношению к ним, но и содействует регулярному приобщению учителя ко всему комплексу источников информации о них: дидактике, методике преподавания математики, опыту учителей общеобразовательных учреждений. Таким образом, различные технологии обучения, взаимодополняющие друг друга, характеризуют с разных сторон одно и то же взаимодействие учителя и учащихся. Поэтому выбор и целесообразное сочетание технологий обучения являются сложной педагогической проблемой, которая может быть разрешена учителем на разных уровнях: интуитивном, осознанном и обоснованном .

Обоснование выбора и сочетание технологий обучения при разработке урока должно осуществляться путем установления их соответствия поставленным образовательным, воспитательным и развивающим целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся и учителя, имеющимся условиям и отведенному времени на изучение учебного материала.

Цель исследования: определить пути и средства сочетания традиционных и нетрадиционных технологий обучения математике в основной школе.

Исходя из цели, возникает необходимость решения следующих задач:

На основе анализа современного состояния традиционных и нетрадиционных технологий обучения определить пути совершенствования процесса обучения математике в основной школе;

Раскрыть содержание и сущность процесса сочетания традиционных и нетрадиционных технологий обучения математике в основной школе;

Теоретическое обоснование педагогической целесообразности сочетания традиционных и нетрадиционных технологий обучения в учебном процессе.

Материал и методы исследования

В ходе исследования нами был использован комплекс методов, адекватных поставленным задачам: теоретический анализ философской, психологической, научно-педагогической литературы, программ, учебников по математике, наблюдение процесса обучения математике учащихся.

Результаты исследования

В дидактике установлено, что все компоненты учебного процесса закономерно связаны между собой. Цель как закон определяет содержание и методы обучения. Методы определяют выбор средств и форм организации учебного процесса. Взаимосвязанное единство всех компонентов обучения обеспечивает определенные результаты обучения.

Из закономерностей обучения вытекают определенные основополагающие требования к его эффективной организации, которые называют принципами обучения. Знание принципов обучения позволяет более уверенно избирать необходимые методы обучения.

Зная общую структуру процесса обучения и его методов, учитель продумает, какие методы деятельности, какие конкретные действия и операции он и сами ученики осуществят на данном этапе урока, какие при этом будут использованы средства обучения, чтобы наиболее успешно решить поставленные перед данным этапом обучения задачи. Надо помнить, что действия всегда соотносятся с поставленными задачами, а операции - с имеющимися условиями для обучения. И хотя действия и операции взаимосвязаны, но их специфику необходимо учитывать, конструируя определенный прием и метод обучения.

Было расширено представление о функциях методов обучения. Теперь выделяют побуждающую (стимулирующую), организующую и контролирующую функции. Цели применения методов также не сводятся лишь к образованию школьников, они включают обязательно воспитание и развитие. Поэтому говорят об образовательной, воспитательной и развивающей функциях методов обучения. Эти положения признают все дидакты, но одновременно они выделяют и доминирующие функции каждого метода .

Возникла развивающаяся теория и методика оптимального выбора методов обучения, в которой разработаны критерии выбора наиболее эффективных для данной ситуации методов, осуществлена сравнительная оценка их эффективности в типичных ситуациях, определены условия, в которых наиболее рационально то или иное сочетание методов обучения.

То же самое необходимо сказать и о значении передового опыта совершенствования методов обучения. Например, от липецкого опыта в педагогике и школьной практике осталась важная диалектическая идея творческого подхода к построению структуры урока. Из ростовского опыта в педагогике возникла идея оптимизации учебно-воспитательного процесса, т.е. выбора его оптимального варианта на основе глубокого изучения реальных учебных возможностей школьников, умелого сочетания различных методов обучения без гиперболизации или недооценки отдельных из них, идея повышения эффективности обучения без перегрузки школьников и учителей.

На базе разнообразных методов создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. Естественно, что при этом должна быть соблюдена мера разнообразия, чтобы обучение не превратилось в калейдоскоп меняющихся видов деятельности, отвлекающих внимание учащихся от сути учебного материала. Все это вновь требует от педагогов не просто применять разнообразные технологий сами по себе, а отбирать в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание. Для этого в первую очередь необходимо осознать ситуацию выбора технологии, т.е. осуществить ее продумывание, обоснование, а не стихийное, случайное применение.

Развитие современной школы в Казахстане характеризуется ее ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов обучения в основной школе. Главенствующая личностно-ориентированная направленность в обучении предполагает признание субъектности учащегося, которое определяется в значительной мере направленностью его личностного развития. При этом за учеником сохраняются права на самоопределение, самореализацию при осуществлении овладения способами учебной работы, помогающими ему приобрести знания, умения, для последующего применения их в ситуациях, не связанных с обучением, а также дает возможность выбрать способ учения, уровень информации и т.д. этапом в создании условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании являются нетрадиционные методы обучения, которые больше ориентированы на обучаемого и могут служить одним из путей модернизации образовательного процесса в современных условиях, таких, как: 1) индивидуализация и уровневая дифференциация; 2) информатизация; 3) интенсификация с помощью развивающих игр . Все они позволяют повысить активность ребенка, его потребность в усвоении знаний и умений.

Ведущей дидактической задачей, стоящей перед обучением математике учащихся основной школы, является активизация их познавательной деятельности, развитие самостоятельности и формирование творческого отношения к овладению учебным материалом. Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися начальных классов несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности. Все это приводит к выводу о необходимости реализации дидактического принципа индивидуального подхода к учащимся при коллективных формах обучения и интенсивной разработке проблемы индивидуализации в учебном процессе.

Следующим принципом индивидуального подхода к учащимся начальных классов является дифференцированный подход. Важнейшим условием дифференцированного подхода является знание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка на основе определения его учебных возможностей. Индивидуальные особенности психических процессов обуславливают уровневые возможности ребенка и определяют его профильную ориентацию в зависимости от развития восприятия, памяти, мышления, ощущения и эмоций. Следовательно, внедрение индивидуализации и уровневой дифференциации в процессе обучения, а также использование заданий, соответствующих уровню их индивидуального развития на уроках математики в основной школе позволят принести ребенку радость и вызвать устойчивый интерес к учебе, а также активизируют мотивацию учения.

Математика начинается вовсе не со счета, как кажется очевидным, а с … загадки, то есть проблемы. Чтобы у учащихся начальных классов развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Важную роль в подготовке к творческому труду детей играет основная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развивается воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Одним из преимуществ информатизации обучения является применение обучающих программ на уроках математики, таких как игровые программы «Башня знаний», «Суперинтеллект», «Вундеркинд», «Считай и побеждай», «Устный счет», «Дробь» и другие, которые позволяют обучать, обобщать и контролировать усвоение материала на различных этапах усвоения материала урока.

Формирование логического мышления детей младшего школьного возраста, которое всегда было одной из самых проблемных задач педагогики, в условиях информатизации общества становится еще более сложной проблемой, а причина здесь заключается, прежде всего, в том, что кардинально меняется предметная среда, которая окружает маленького человека, вступающего в мир познания. Предметная среда не просто увеличивается, но и появляются принципиально новые сегменты предметной среды, и их появление связано, прежде всего, с глобальным процессом информатизации общества. Многие объекты новых сегментов предметной среды являются для педагогов «вещами в себе». Здесь велика опасность, что развитие детей, в том числе и формирование их логического мышления, не будет иметь ни должного когнитивного обеспечения, ни надлежащей психолого-возрастной стратегии их воспитания.

Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Состояние предметной среды и применение компьютерных программ и игр тесно взаимосвязаны. Именно в процессе применения компьютерных игр на уроках математики в основной школе эти актуальные объекты предметной среды становятся для ребенка «вещами для него».

Отсюда следует, что компьютерные игры как современный педагогический инструмент требуют тщательного отбора и анализа того сегмента предметной среды, в котором реализуется ее сценарий.

Характер сложившихся отношений учащихся и учителя влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившиеся отношения могут быть различными: благоприятствовать педагогическому процессу и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес и могут их тормозить. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных и важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью и соответствием социальным нормам. Такую активность ребенка можно вызвать целенаправленными педагогическими воздействиями и организацией педагогической среды, то есть при помощи интенсификации уроков математики в основной школе. К ним можно отнести применение развивающих игр на уроках математики в основной школе. Игра наряду с учением и трудом является одним из основных видов человеческой деятельности . По определению академика Г.К. Селевко: «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Большинству игр присуще четыре главные черты характера, это: свободная развивающая деятельность; творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.д.; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как учебной деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых учащийся реализует себя как субъект. Мотивацией игровой деятельности служит ее добровольность, возможность выбора и элементы соревновательности, а также удовлетворение потребностей в самоутверждении и самореализации учащихся. Применение на занятиях по математике в основной школе развивающих игр следующих видов: арифметические игры, геометрические игры, игры на развитие воображения, памяти и внимания и других, стимулирует учащихся к учебной деятельности. Реализация использования развивающих игр на уроках математики происходит по следующим основным направлениям: выдвигается дидактическая цель перед учащимися в виде игровой задачи; учебная деятельность подчинена основным правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Планирование, разработка и отработка наиболее благоприятного фона интенсивного обучения способствует позитивным изменениям личностной, мотивизационной и смысловой сферы обучаемого.

Таким образом, изучение проблемы применения нетрадиционных методов обучения на уроках математики в основной школе показывает, что возникла необходимость перехода от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Поэтому немаловажная роль отводится учителям начальных классов по существенному изменению как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности, а применение ими на уроках современных образовательных технологий, моделирующих сам творческий процесс, является необходимым. Ибо применение нетрадиционных методов обучения позволяют создать комфортность пребывания обучаемого в определенной уровневой группе, где ребенок имеет возможности самореализовать свои интеллектуальные возможности.

Библиографическая ссылка

Жунисбекова Ж.А., Изтаев Ж.Д., Исманова Н.Е., Дауткалиева П.Б., Койшибаева Н.И., Жунисбекова Д.А. О НЕОБХОДИМОСТИ СОЧЕТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 19-23;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6314 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие нетрадиционных методов обучения

Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных методов, есть также и нестандартные методы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Разработка нетрадиционных методов и внедрение их в образовательный процесс обусловлено тем, что получение знаний само по себе является сложным процессом, который требует постоянной выработки способов и средств повышения эффективности получения знаний. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям.

Замечание 1

Нетрадиционные методы обучения используются педагогами в том случае, когда традиционные методы не дают необходимого учебного результата, либо он слишком низкий. Данные методы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических методов обучения.

Нетрадиционные методы обучения относятся к современным методам. Это связано с тем, что ранее в образовании были приемлемы только традиционные методы, а все отличные от них были недопустимы для внедрения в образовательный процесс.

В настоящее время встречаются как сторонники, так и противники нетрадиционного обучения. Поэтому вопрос выбора методов обучения для каждого педагога является открытым и решается индивидуально. Главным условием выбора метода обучения является соответствие поставленным образовательным целям, возрасту учащихся и содержанию.

Виды нетрадиционных методов обучения

Выделяют следующие виды нетрадиционных методов обучения:

  1. Уроки-лекции - предполагают совместную деятельность педагога и учащихся, размышления по теме занятия. Важным в процессе организации нетрадиционной лекции является подготовить ее так, чтобы она была интересна для детей и обеспечивала высокий уровень усвоения знаний. Во время лекции педагог не просто излагает учебный материал в форме монолога, а задает вопросы, побуждающие детей к рассуждению и сотрудничеству.
  2. Уроки решения ключевых задач. Предусматривают решение задач и упражнений, направленных на получение умений и навыков. Главным в данном методе является то, что педагог предлагает детям не однотипные задания из школьного учебника, а интересные и познавательные, способные разнообразить учебный процесс и снизить нагрузку на учащихся.
  3. Уроки – консультации – направлены на то, чтобы научить детей задумываться над учебной проблемой, понимать суть затруднения, формулировать задачи, которые будут способствовать ее решению.
  4. Кроссворды – используются в виде игровой ситуации в процессе учебного занятия. Основная цель кроссвордов уяснить и закрепить пройденный материал. Решение кроссвордов можно организовать как индивидуально, так и в виде групповой работы, когда дети совместно решают кроссворд. Использование кроссвордов на уроках может быть применено не только в качестве закрепления полученных знаний, но и для повторения пройденной темы, осуществление проверки знаний. Кроссворды могут быть составлены педагогом и предложены для решения детям, а может быть дано противоположное задание составить кроссворды по конкретной теме.
  5. Тематический диктант – один из способов организации самостоятельной проверочной работы на уроке. Предназначены для контроля усвоенных знаний, проведения дополнительной практики в самостоятельном выполнении заданий по теме. Диктант может быть проведен по конкретной теме, либо обзорный по нескольким ранее пройденным темам. В рамках тематического диктанта педагог устанавливает степень овладения терминологией, правилами, формулами и т.п.
  6. Дидактическая игра – одна из уникальных форм совместной деятельности педагога и детей, направленная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры организуются в виде учебных занятий, отличительная особенность которых наличие учебной задачи и игрового принципа деятельности.
  7. Мини-соревнования. Данный метод обучения чаще всего используется в качестве разминки, основная цель которой, проверить знания учащихся по пройденной или только что изученной теме. Интерес к этому методу обучения обусловлен духом соревновательности, который вовлекает всех учащихся в процесс работы. Суть метода состоит в том, что детей делят на команды, каждой команде дается комплекс заданий. Команда, выполнившая все задания, быстрее всех становится победителем.
  8. Портфель ученика. Технология «Портфель ученика» направлена на формирование у учащихся необходимых навыков рефлексии, то есть способствует развитию умения размышления и самонаблюдения. В рамках данного метода учащиеся осуществляют самооценку собственного познавательного и творческого труда, оценку своей деятельности. «Портфель» представлен комплектом документов, самостоятельных работ, разработанных педагогом для каждого учащегося с учетом его индивидуальностей развития и уровня знаний. После выполнения заданий учащиеся самостоятельно оценивают и анализируют свои работы, после происходит сравнение со шкалой оценки педагога.

Замечание 2

Таким образом, нетрадиционные методы обучения весьма разнообразны, использование данных методов является свободным выбором педагога, на основании поставленной дидактической задачи образования.

Принципы технологии нетрадиционного обучения

Принципы технологии нетрадиционного обучения следующие:

  • Принцип самооценки промежуточных и итоговых результатов обучения – направлен на определение уровня овладения определенными знаниями, умениями, навыками и видами деятельности, за конкретный промежуток времени, либо по итогам изучения темы или раздела учебного предмета.
  • Принцип систематичности и регулярности - систематическое отслеживание результатов своей деятельности, отбор наиболее интересных работ в свой «портфель», организация их в предусмотренную структуру.

Выбор нестандартных методов обучения требует соблюдения меры, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес к традиционным методам и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных занятий должно определяться самим педагогом в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого педагога.

Выделяется группа так называемых традиционных методов обучения , выработанных в многовековой педагогической практике и являющихся до настоящего времени основой организации и осуществления процесса обучения.

Рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Он используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, его стиль и объем. Рассказ используется в работе с детьми любого возраста, но наибольший развивающий эффект он имеет при обучении младших школьников, склонных к образному мышлению.

Развивающий смысл рассказа состоит в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные переживания. Воздействуя на чувства человека, рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных внемнравственных оценок и норм поведения.

В соответствии с целями выделяют несколько видов рассказа:

- рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала;

- рассказ-повествование — используется для изложения намеченного содержания;

- рассказ-заключение — подводит итоги по изученному материалу.

Рассказ как метод обучения должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику ; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. Он должен быть коротким (до 10 мин). В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется в сочетании с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, беседой.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность тех или иных суждений. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала. Как метод обучения объяснение широко используется в разных возрастных группах. Однако, в среднем и старшем школьном возрастах потребность в нем появляется чаще в связи с усложнением теоретического материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся.

К объяснению как методу обучения предъявляются такие требования, как точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения.


Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа диалогический или вопросно-ответный метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем) беседы.

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в структуре занятия выделяют различные виды бесед:

- вводные, или организующие, беседы, которые проводятся перед изучением нового материала для актуализации ранее усвоенных знаний и выяснения степени готовности учащихся к познанию, включению в предстоящую учебно-познавательную деятельность;

- беседы -сообщения новых знаний, которые бывают катехизическими (воспроизведение ответов в той формулировке, которая была дана в учебнике или учителем); сократическими (предполагающими размышления) и эвристическими (включение учащихся в процесс активного поиска новых знаний, формулирования выводов);

- синтезирующие, или закрепляющие, беседы, служат для обобщения и систематизации имеющихся у учащихся знаний и способов их применения в различных ситуациях;

- контрольно-коррекционные беседы применяются в диагностических целях, а также для уточнения, дополнения новыми сведениями имеющихся у учащихся знаний.

Одной из разновидностей беседыявляется собеседование, которое можетпроводиться с отдельным человеком или группой людей.

При проведении беседы важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть краткими, четкими, содержательными; иметь логическую связь между собой; раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса; способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития обучаемых (слишком легкие и очень трудные вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию). Не следует задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые ответы; формулировать альтернативные вопросы, допускающие ответы типа «да» или «нет».

Беседа как метод обучения имеет следующие достоинства:активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет воспитательное влияние; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся. Вместе с тем этот метод имеет ряд недостатков:требует больших временных затрат; если у учащихся нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Кроме того, беседа не формирует практические умения и навыки; содержит элемент риска, так как учащийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими и фиксируется в их памяти.

Лекция это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой подачи учебного материала; системным характером изложения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Научно-популярные лекции используются для популяризации знаний. Академические лекции применяются в старших классах средней школы, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему назначению и характеру деятельности.

В первом случае выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы. Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему. По мере необходимости в процессе изучения предмета, без предварительного планирования проводится эпизодическая лекция.

Во втором случае различают информационные и проблемные лекции. Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это вариант классической лекции. Проблемная лекция в отличие от информационной предполагает не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п. Стержнем лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. Как правило,лeкция зaвеpшaeтcя тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Этот метод целесообразно использовать, если учащиеся имеют необходимые знания по теме предстоящей дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. К дискуссии поэтому надо предварительно готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная — в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, противоречивой.

Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5-2 минут, а окончательное подведение итогов дискуссии необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса. Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объемеэтот метод используется в старших классах.

Работа с учебником и книгой один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Работа с книгой может быть организована под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося с текстом. Этот метод реализует две задачи: учащиеся усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстами, овладевают различными приемами работы с печатными источниками.

Среди приемов самостоятельной работы учащихся с текстами можно выделить следующие:

- конспектирование — краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

- тезирование — краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

- реферирование — обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы;

- составление плана текста — после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План может быть простой и сложный;

- цитирование — дословная выдержка из текста. Цитировать следует корректно, не искажая смысла. Необходима точная запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

- рецензирование — написание рецензии, т. е. краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

- составление справки сведений о чем-либо, полученных в процессе поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, терминологическими и др.;

- составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного;

- составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу, всей дисциплине;

- составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) — представление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

- пиктографическая запись — бессловесное изображение.

Таковы основные приемы самостоятельной работы с печатными источниками. Установлено, что владение разнообразными приемами работы с текстами повышает продуктивность учебно-познавательной деятельности, позволяет экономить время на усвоении содержания материала.

Демонстрация, или показ , как метод обучения предполагает создание у учащихся наглядного образа изучаемого предмета, явления или процесса путем его предъявления в ходе учебного занятия. В зависимости от содержания изучаемого материала и способа действий учащихся применяются различные виды демонстрации: личная демонстрация изучаемых приемов и действий; демонстрация с помощью специально подготовленных обучаемых; демонстрация реального оборудования, материалов, инструментов; демонстрация изобразительных средствнаглядности; демонстрация видеофильмов и др. В любом случае необходима оптимальная дозировка показываемых средств и строгая последовательность их предъявления.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активная познавательная деятельность, расширяется кругозор, создается чувственная (эмпирическая) основа познания.

Дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Но не всегда такая демонстрация возможна. В этом случае используют или демонстрацию натуральных предметов в искусственной среде (животных в зоопарке) или демонстрацию искусственно созданных объектов в естественной среде (уменьшенные копии механизмов). Объемные модели играют важную роль при изучении всех предметов, так как позволяют познакомить с конструкцией, принципами действия механизмов (работа двигателя внутреннего сгорания, доменной печи). Многие современные модели дают возможность проводить непосредственные измерения, определять технические или технологические характеристики. При этом важно правильно подбирать объекты для демонстрации, умело направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений.

Повышению эффективности демонстрации как метода обучения способствуют правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное его сочетание с другими методами. Процесс демонстрации должен быть построен таким образом, чтобы, все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект; могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания; обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

С методом демонстрации тесно связан метод иллюстрации. Иногда эти методы отождествляют, не выделяют как самостоятельные, в то время как метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Если метод демонстрации используется тогда, когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, то метод иллюстрации - когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами.

Упражнение многократное сознательное выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества (формирования умений и навыков). Различают устные,письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Основное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Их применение помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал; способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда.

По своему дидактическому назначению упражнения делятся на вводные, основные и тренировочные. Вводные упражнения имеют цель вслед за практической демонстрацией добиться точного выполнения, как правило, отдельных элементов показанных действий. Основные упражнения проводится для доведения исполнения действий до существующих требований и формирования соответствующих умений. Тренировки же необходимы для поддержания сформированных навыков и умений на достаточно высоком уровне.

Существует также деление упражнений на специальные, производные и комментированные. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование новых учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, применявшиеся прежде, то они называются производными и способствуют повторению и закреплению ранее сформированных умений и навыков.

Нетрадиционные методы обучения

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки .

По определению И.П.Подласова , нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:

Урок фантазирования

Урок-соревнование

Урок открытых мыслей

Урок-турнир

Урок-диспут

Урок-эврика

Урок-зачёт

Урок творчества

Урок-спектакль

Урок-конкурс

Урок-конференция

Интегрированный урок

Урок-игра

Урок-сказка

Урок взаимного обучения

Урок-КВН

Урок-путешествие

Аукцион знаний

Волшебный конверт

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Такие уроки желательно ставить по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.

Приведу краткое описание ряда нетрадиционных уроков.

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее приготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду-всё, что необходимо для путешествия.

Урок построен в виде практических заданий, которые дети выполняют на остановках. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.

Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об « увиденных» объектах.

Урок-сказка.

Урок строится по русским народным сказкам, по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, или учитель сочиняет новую сказку.

Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме.

Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.

Урок-КВН.

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.

Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок-викторина.

Урок похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Урок-игра.

Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. Учебная задача данных уроков-обобщение и систематизация знаний учащихся.

Урок-лекция.

Проводится в 3-4 классе при условии высокого интеллектуального развития школьников.

Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин., в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

Коллективный урок.

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. Вначале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-по ребусам, кроссвордам, учебникам).

Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».

Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя на различных уроках элементы групповой работы. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

Можно проводить не только нестандартные уроки, но и использовать нестандартные приёмы на различных этапах урока. Например, при подведении итога урока, мы недостаточно часто используем задачи наглядно-образного характера. В силу ограничения времени итог проводится быстро, с помощью вопросов: «Чему научились?», «Что нового узнали?» и т. д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.

А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока-заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе!

Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.