Меню Рубрики

Твердые и мягкие согласные звуки схемы слова. Конспект занятия "твердые и мягкие согласные звуки". Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

Учимся читать. Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

В продолжение поста "Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов" предлагаю вам новый материал - карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] - [б"]
[в] - [в"]
[г] - [г"]
[д] - [д"]
[з] - [з"]
[п] - [п"]
[ф] - [ф"]
[к] - [к"]
[т] - [т"]
[с] - [с"]
[м] - [м"]
[н] - [н"]
[р] - [р"]
[л] - [л"]
[х] - [х"]









Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

КраснодарскиЙ край

Россия

2013

ТвЁрдые и мягкие согласные звуки

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.

Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

II. Повторение пройденного материала :

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Какие звуки называются гласными ? (Поются, нет преграды.)

Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)

III. Объяснение нового материала.

1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.

Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».

Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)

Какой он? (Железный, твердый…)

Появляется кошечка : «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».

Логопед. Кто это? (кошечка Дина)

Какая она? (Пушистая, мягкая…)

Дэн и Дина любят произносить разные звуки:

Дэн: [к] Дина: [к’]

[г] [г’]

[х] [х’]

[т] [т’]

[д] [д’]

[с] [с’]

[з] [з’]

[р] [р’]

Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)

Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.

Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные - зеленым квадратиком.

Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.

Робот Дэн произносит звук [к] , дети повторяют вслед за ним.

Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.

Кошечка Дина произносит звук [к’] , дети повторяют за ней.

Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.

Аналогично обращается внимание детей на расслабление - напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] - [х’], [с] - [с’], [з] - [з’], [р] - [р’]…

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!

Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.

2. Введение проблемной ситуации и решение.

Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)

Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)

Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ)Какой буквой вы его обозначите? (Д)

Какой же можно сделать вывод?

Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.

Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.

Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.

Это мои любимые звуки! - мурлычет кошечка Дина, - Ведь они всегда мягкие!

Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.

А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! - обрадовался робот Дэн, - По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!

IV. Закрепление нового материала.

1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.

Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, - поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук - зеленый квадрат.

Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.

Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат, если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат, если первый звук в слове мягкий.

Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.

V. Итог занятия.

Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)

Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).

Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)

Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)

Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)

Список используемой литературы:

1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

2.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.

  • Ищите рифмы к выбранным словам. называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор - забор).
  • Называйте звуки (не буквы!) по порядку.
  • Потренируйтесь с называнием первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове "дуб", ученик последним услышит "п". Не поправляйте его. Ваша цель - отработать различение звуков.
  • Вспоминайте слова, начинающиеся с определенного звука, например с "б".

Мягкие и твердые слоги

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З Твердые и мягкие согласные звуки К - Л Твердые и мягкие согласные звуки М - Н Твердые и мягкие согласные звуки П - Р Твердые и мягкие согласные звуки С - Т Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"]. Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды. При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается. Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными: [б] - [б"] [в] - [в"] [г] - [г"] [д] - [д"] [з] - [з"] [п] - [п"] [ф] - [ф"] [к] - [к"] [т] - [т"] [с] - [с"] [м] - [м"] [н] - [н"] [р] - [р"] [л] - [л"] [х] - [х"]

Обучение чтению учеников чтению по слогам.

Бесспорно, специальная подготовка детей 5-7 лет в облегчит обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит малыша к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически не правильное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных навыков чтения и письма, нарекания педагогов начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению чтению, можно сформулировать таким образом:

Вопрос обучения грамотре детишек остается во многом спорным. Следует ли целенаправленно обучать ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего ученика читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Конечно!» до «Ни в коем случае!».

  • знакомить малышей с главными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • научить детей сравнивать звуки по их характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • ознакомить детей называть и выбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и порядок, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
  • познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

Статья была посвящена теме "Разделить на слоги" .